Сможем ли отказаться от импортных продуктов?

В августе 2014 года, когда Россия была вынуждена принять антисанкционные меры, введение эмбарго на ввоз продуктов из стран Евросоюза казалось вполне обоснованным. А так ли всё однозначно сейчас?

До недавнего времени все мало-мальски интересующиеся внешней политикой россияне видели, что запрет на ввоз в Россию импортной сельхозпродукции и морепродуктов больно ударил по экономикам государств, чьи правительства в коалиции с США фактически объявили России экономическую войну. На протяжении последних шести месяцев прошли многочисленные выступления сельхозтоваропроизводителей Испании, Греции, Польши и других стран, чьим рынком сбыта традиционно была Россия и которые в сегодняшних условиях понесли колоссальные экономические потери.

Сегодня очевидно, что российские ответные меры отразились на европейских аграриях, животноводах, рыбаках и переработчиках – далёких от политики людях труда. Но в то же время эти меры отразились и на россиянах. Отечественная экономика, долгое время опиравшаяся на импортный пищевой сектор, сделала пробуксовку: глобального импортозамещения не произошло (сложно нашему сельхозпроизводителю в нынешних условиях одномоментно кардинально модернизировать своё производство), некоторые продукты вышли из ежедневного употребления, а цены в магазинах значительно выросли.

Это и стало причиной того, что в стенах Госдумы появился законопроект, призывающий отменить эмбарго на ввоз импортных продуктов. Принятие законопроекта депутаты мотивировали тем, что ограничение импорта противоречит Конституции РФ (пункту 1 статьи 34).

Голосование по данному законопроекту прошло 26 февраля, и вполне предсказуемо большинство депутатов инициативу об отмене эмбарго не поддержали.

Насколько правильным оказалось это решение? Сейчас сложно однозначно ответить, но в нынешних условиях оно, пожалуй, оправдано. Очевидно, что глобальные государственные интересы важнее временных сложностей. Ведь правительство страны не бросает на произвол судьбы социально незащищённые слои населения, даже оказывает серьёзную гуманитарную помощь непокорённому народу Донбасса, находящемуся в несравнимо более сложных условиях.

Отказываться от введённого эмбарго сегодня России нельзя. Но необходимо искать компромиссы с иностранными партнёрами и пытаться продолжать находить внутренние резервы для стабилизации ситуации.

Это со всей очевидностью понимают руководители как федерального, так и регионального масштабов. В этом плане была неслучайной недавняя инспекционная поездка заместителя губернатора Нижегородской области Е.Б. Люлина в Арзамасский район. Она как раз и была направлена на поиск новых ресурсов для модернизации сельскохозяйственного сектора экономики региона.

– Необходимо обратиться к международному опыту преодоления кризисных ситуаций, – отметил в беседе с арзамасскими сельхозпроизводителями Е.Б. Люлин. – В существующих условиях важно сконцентрироваться на поиске возможностей для развития сельского хозяйства Нижегородской области. И в этом плане арзамасский опыт в производстве и переработке картофеля, изготовлении сельхозоборудования, инициативы по развитию молочного животноводства и кролиководства очень полезны для необходимого импортозамещения.

Положительным в динамике развития событий в международном масштабе явилось то, что оппоненты экономического противостояния получили повод для диалога и поиска компромисса.

По сообщению ряда информационных агентств, 1 марта правительство Греции обратилось к России с просьбой отменить продовольственное эмбарго на ряд сельскохозяйственных товаров.

И ответ не заставил себя ждать. Уже 2 марта ленты информагентств цитировали пресс-секретаря российского президента Д.С. Пескова. Он подтвердил, что диалог в этом направлении возможен. Отмена санкций по отношению к одной стране недопустима, но реально взаимовыгодное сотрудничество, при котором европейский поставщик инвестирует средства в создание перерабатывающих предприятий для своей продукции на территории России, или какие-либо другие формы взаимодействия.

Сегодня очевидно одно, что в нормализации международных отношений заинтересованы многие. И поступательное движение к постепенной отмене продуктовых санкций способно лишить актуальности вопрос – сможем ли отказаться от импортных продуктов?

 

13 Мар 2015