Главная причина преобразований в системе образования – демография

Е.Н. Рогожина
Начальник управления образования Арзамасского района
Е.Н. Рогожина

На последнем расширенном заседании работников сферы образования Арзамасского района были подведены итоги минувшего года и определены перспективы текущего года и будущего. О ключевых задачах в системе образования, основных направлениях деятельности и некоторых проблемах мы попросили рассказать начальника управления образования Е.Н. Рогожину.

– Елена Николаевна, чем нас порадовал 2018 год?

– Во-первых, отмечается динамика роста количества аттестованных педагогических работников на первую и высшую категории. Сравнительный анализ показывает, что количество аттестованных педагогов в Арзамасском районе даже чуть выше областного уровня.

Во-вторых, в 2018 году 10 выпускников 11 классов получили медали «За особые успехи в обучении». Среди выпускников есть два «стобалльника» – Вячеслав Лукичёв (Выездновская школа, 100 баллов на ЕГЭ по химии), Дмитрий Безроднов (Водоватовская школа, 100 баллов по русскому языку). Во Всероссийской олимпиаде школьников (муниципальный этап) приняли участие 440 ребят, что составляет 36 процентов учащихся 7–11 классов. Двое из них – учащиеся Выездновской школы Екатерина Андронова и Дарья Биткина – участвовали в региональном этапе.

В конкурсе на получение денежного поощрения учителями Нижегородской области приняли участие девять педагогов, победителями стали шесть, из них один – федерального уровня, пять – областного. Учитель Берёзовской школы И.А. Пасухина стала участником Всероссийского урока «ПРОеКТОриЯ» и победителем конкурса «Авторские уроки будущего». Берёзовская школа стала победителем в конкурсном отборе лучших общеобразовательных организаций Нижегородской области, реализующих инновационные программы.

– Потенциал для увеличения количества побед в олимпиадах, конкурсах различного уровня у нас есть?

– Безусловно! Я считаю, что в работе с одарёнными детьми нужно прилагать больше усилий учителям-предметникам, администрации школы при взаимодействии с родителями. Это непрерывный труд (а не эпизодические занятия) в течение всего года с применением индивидуальных образовательных маршрутов, с использованием дистанционных форм обучения.

– Какие важные моменты в плане укрепления материально-технической базы образовательных учреждений вы бы отметили?

– В первую очередь выполнен капитальный ремонт системы отопления, а также произведена полная замена автоматической системы пожарной сигнализации в Выездновской школе, капитальный ремонт спортивного зала в Водоватовской школе, идет строительство нового учебного корпуса Выездновской школы на 275 мест. В минувшем году здесь освоено 8200637 рублей, из них 75805737 – из областного бюджета, 6200638 – из местного. Сдать объект под ключ планируется к 1 сентября. Работы идут полным ходом, здание уже под крышей. С введением в эксплуатацию нового корпуса в школе будут созданы новые учебные места и ликвидирована вторая смена.

– Вместе с тем в нынешнем году, возможно, произойдёт закрытие или реорганизация некоторых школ, например, Мотовиловской. На это есть причины?

– Мотовиловскую школу планируется реорганизовать путём присоединения к Чернухинской. Она не закроется, а будет снята с учёта как юридическое лицо в налоговом органе. Обучающиеся списочно переведутся в Чернухинскую школу, но фактически обучение продолжат в Мотовилове.

Необходимость реорганизации Мотовиловской школы вызвана тем, что проектная мощность здания – 176 человек, а обучается 111 (63%). В 11-м классе, например, сегодня 6 человек, из них двое из Мотовилова, четверо – из села Крутой Майдан Вадского района. Школа осуществляет подвоз этих детей за счёт средств Арзамасского района, Вадский район эти расходы не компенсирует. В 10-м классе четверо обучающихся. В 9-м – десять, но продолжать обучение в 10-м классе большинство не собирается, поэтому, скорее всего, старших классов в школе не будет.

В случае реорганизации этих двух школ и педагогические кадры, и материально-технические ресурсы будут использоваться более эффективно. А достижения Мотовиловской школы в эстетическом, музыкальном направлениях, я уверена, по-прежнему будут востребованы, после преобразований школа не потеряет свой статус, своё основное направление в учебно-образовательном и воспитательном процессах.

– Значит, основная причина преобразований в образовании – демография?

– Совершенно верно. Мы сейчас пожинаем плоды демографической ямы 90-х. Почему идёт речь о закрытии школы в Наумовке, например? Потому что первого, второго, четвёртого, пятого и восьмого классов в настоящее время там нет, в третьем классе – шесть человек, в шестом – четыре, в седьмом шесть, в девятом – шесть учеников. Прогноз демографической ситуации показывает, что в будущем число обучающихся продолжит уменьшаться. В настоящее время стоят вопросы о закрытии Пошатовского филиала Чернухинской школы, а также реорганизации в форме присоединения к другим образовательным учреждениям Пустынской и Казаковской школ.

– В дополнительном образовании тоже грядут перемены? Что будет с клубом «Чкаловец», спрашивают наши читатели.

– Детско-юношеский центр «Чкаловец» и Дом детского творчества Арзамасского района в данный момент реорганизованы путём слияния. Это значит, что они объединены и на их основе образовано новое учреждение дополнительного образования «Центр вне­школьной работы Арзамасского района». Направления деятельности сохраняются прежние. В новом учебном году планируется их расширение в соответствии с запросами обучающихся и их родителей.

– Какова цель этого преобразования?

– Перед новым учреждением ставится задача предоставить услуги дополнительного образования обучающимся всего Арзамасского района, а не одного только населённого пункта, как было прежде.

– Где будет расположен центр и когда он начнёт свою работу?

– Центр находится по прежним адресам, а работать в статусе нового юридического лица начал с 23 марта 2019 года.

– Ещё вопрос, который был задан на встрече жителей Чернухи с руководством района. Адресован он непосредственно работникам сферы образования. Почему в школьных столовых детям с ограниченными возможностями здоровья выдают фрукты, йогурты, а обычные дети этого не получают. Хорошо ли это, когда отдельные дети на особом положении. Не скажется ли это отрицательно на общей обстановке в школьном коллективе?

– Законом Нижегородской области от 21.10.2005 г. №140-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области образования» органы местного самоуправления Арзамасского района наделены государственными полномочиями Нижегородской области по финансовому обеспечению бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в муниципальных организациях и осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. На выделенные средства данная категория детей обеспечивается двухразовым бесплатным питанием. Запрета на включение фруктов, йогуртов в рацион школьников, не входящих в вышеуказанную категорию, нет, но это приведёт к увеличению стоимости питания в школах, а это средства родителей. Готовы они к этому? Если да, то вопрос решается индивидуально в каждой образовательной организации.

– Елена Николаевна, какова сегодня зарплата учителей и как, по-вашему, высок ли в настоящий момент престиж профессии учителя?

– Хочется верить, что престиж профессии достаточно высок именно благодаря заработной плате педагогов. Судите сами: средняя заработная плата учителей по Арзамасскому району в 2018 году составила 29 345 рублей. За январь-февраль 2019 года – 29 946 рублей. С 1 января 2018 года увеличение зарплаты работников общеобразовательных организаций составила 5 процентов.

 

9 Апр 2019