Не ломайте у народа веру

В Арзамасском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Исповедь», режиссер-постановщик заслуженный артист Карелии А.Я. Кулиев, автор сценария В.М. Панкратов. Спектакль посвящён нашему земляку патриарху Сергию (Страгородскому), 150 лет со дня рождения которого отмечает в этом году православная общественность. О том, как шла работа над спектаклем, рассказали представителям СМИ Арзамаса и Нижнего Новгорода режиссёр и актеры.

Юрий Рослов, сыгравший патриарха, был потрясён величием его личности. Но, что удивило: даже такие люди, можно сказать, приближенные к Богу уже здесь, на земле, тоже могут ошибаться, особенно, когда выбор между добром и злом им приходится делать в смутное время. В жизни патриарха был эпизод: он примкнул было к обновленческому движению в Церкви, но вовремя остановился и нашёл в себе силы публично покаяться.

Для Михаила Быстрова, исполнившего роль сотрудника секретного отдела ОГПУ, сложность работы в этом спектакле состояла в том, что нужно было изображать на сцене не придуманных, а реальных героев, а значит быть предельно правдивым. Работая над ролью, он обнаружил, что многие факты из истории Отечества, порой очень значимые, ему были ранее неизвестны. Например, он никогда не слышал, как отреагировали иерархи зарубежной церкви (в частности митрополит Анастасий, архиепископ Серафим (Лядэ) на вторжение фашистских войск в СССР. Они нарекли Гитлера христолюбивым вождём германского народа, карающим мечом Божьего правосудия. А митрополит Сергий напротив благословил народ на борьбу с фашиствующими разбойниками. Спектакль, по мнению Михаила, даёт нам повод к более глубокому изучению отечественной истории, переосмыслению её через призму духовной жизни народа.

Как сказал режиссёр А.Я. Кулиев, четыре месяца готовился спектакль к выходу. Материал, над которым работали актёры, очень сложен, требует тонкого, вдумчивого подхода. Например, далеко не все занятые в спектакле артисты были знакомы с законами церковной иерархии. А здесь нужно было чётко себе представлять, кто такой архиерей, архимандрит, митрополит. Или что такое церковное пение? Это же нужно почувствовать сердцем. По-этому маленький женский хор, занятый в спектакле, провёл несколько репетиций (с разрешения священноначалия, конечно) в храме, близ алтаря. Много дискутировали и по поводу сценария. И вот только после двух месяцев творческих исканий, споров, кропотливой работы что-то в спектакле задышало, пошло.

Этот спектакль не только о жизни патриарха Сергия, но и о том, как путём компромисса он спас Церковь в тяжелейшее для неё время. Это спектакль о вере, о гражданской позиции человека. А тема веры вечна, потому что без веры человек жить не может. Главная мысль, которую хотелось бы донести до зрителя создателям спектакля, заключается, по словам режиссёра, в следующем: не ломайте у народа веру, как это случилось в 1917 году, когда убивали священников и рушили церкви, или, как это было в 90-е годы 20 века, когда в одночасье развалили, расчленили огромную державу и вместо лозунга «человек человеку друг» внедрили противоположное: главное в жизни – деньги, а не какие-то там человеческие отношения, какие-то там любовь и дружба.

Не ломайте у народа веру, не ломайте хребет, идите путём эволюции, а не путём революции, и тогда государство будет сильным, а народ в таком государстве непобедимым.


Участники постановки получают поздравление от Арзамасского благочиния


 

 

31 Мар 2017
Фото с сайта Арзамасского театра драмы.