Софрониева пустынь – место духовной силы

Софрониева пустынь – место духовной силы

Тихая моя родина... Уголок земли вдали от шумных городов, местечко, каких великое множество по всей нашей России. Горожане-арзамасцы называют нас «лесными», потому что наш край богат грибами и ягодами. Наша крохотная речушка Селёмка впадает в речку Ковакса, Ковакса – в Серёжу, Серёжа – в Тёшу, Тёша – в Оку, а Ока, как всем известно, -- в Волгу. Так мы чувствуем причастность ко всей России!

Счастлива наша малая родина не только нашим «соединением» с великой русской рекой, но и тем, что много лет в нашем лесном краю стоит монастырская обитель святого старца Софрония, где усердные молитвы беспрерывно возносятся к Богу.

Имя Софрония, память о старце сопровождает меня всю жизнь. Совсем маленькой девочкой мы вместе с отцом пешком через лес по только ему известным тропинкам каждое лето пробирались «к Софронию». Отец поправлял могилу, крест, крышу на роднике. Мы набирали воды из святого источника, потом долго стояли у могильного холмика. Это был трепетный, неповторимый момент: всегда охватывало какое-то непонятное чувство умиротворения и радости от видения высокого ярко-голубого неба среди верхушек громадных сосен и чудесного солнечного сияния, от вдохновенности леса и светлой торжественной тишины, от того, что нельзя объяснить словами... Много лет прошло с тех пор, но всё повторяется каждый раз, когда снова посещаешь это место.

Молиться я тогда не умела. Помнится, что и отец мой не был воцерковлённым человеком, но благолепно почитал старца. От него я узнала, что о.Софроний основал в нашем лесу женский монатырь и прославился своими чудотворениями. Всё это было мне не совсем понятно, но что удивительно: я чётко представляла в своих детских мироощущениях седовласого батюшку Софрония, совсем такого, каким увидела на фотографии много лет спустя.

Когда я стала учительницей, затем директором школы, по зову души начала заниматься исследовательской работой, связанной с историей монастыря и жизнью батюшки в наших Никольских лесах. В эту деятельность была вовлечена вся школа и весь тогдашний педагогический коллектив, причём без всякого принуждения. Каждый -- и учитель, и ученик, и даже технический работник -- что-то хотел сделать для этого. Собирали воспоминания, передававшиеся от батюшкиной поры из уст в уста, писали исследовательские работы, читали их на православных чтениях.

Несколько раз в год мы с учениками ходили в лес в уже восстановленную к тому времени обитель. Я видела, какой это был праздник для детей и учителей, это было настоящее событие. Несмотря на все учительские увещевания, в лесу для наших ребятишек не было ограничений: дорогу они знали наизусть, и их было не удержать: ребята неслись, как на крыльях, и оказывались в монастыре намного раньше нас, взрослых. Наши ученики, да и мы, учителя, очень любили монастырские трапезы: постные щи с тёплым ещё хлебом из русской печки, разваристую гречневую кашу и взвар из сушёных яблок. Поверьте, ничего в жизни вкуснее этого не бывает.

Житие старца Софрония было немного известно его почитателями из окрестных сёл и передавалось из уст в уста друг другу, но подробное историческое научное жизнеописание архимандрита Софрония сделал в 2004 году московский религовед и историк С.В. Горохов по материалам архивов в своей книге «Подвижник Святых гор старец Софроний».

Родился батюшка 8 апреля (ст.ст.) 1828 года в семье священника Георгия Смирнова и наречён был Сергием. Обладая прекрасными способностями, блестяще окончил Московскую духовную семинарию. Известно, что с детства мирская суета не прельщала его, и он решил посвятить себя Богу, уйти в монастырь. Отец долгое время не благословлял сына: хотел определить его на своё место. Но Сергий был непреклонен и в 1853 году поступил на послушание в Святогорскую Успенскую пустынь близ Харькова.

В 28 лет послушник Сергий был пострижен в монахи и наречён Софронием.

34 года батюшка посвятил служению Богу в монастырях Харьковской губернии. Так случилось, что в 1887 году уже будучи игуменом о.Софроний получил приглашение епископа Нижегородского и Арзамасского занять вакантное место настоятеля Высокогорской пустыни в Арзамасе, где и прослужил верой и правдой ещё 20 лет.

В 1907 году в возрасте 79 лет о. Софроний по его прошению был уволен на покой. За годы службы он был удостоен многих мирских наград, говорящих о заслугах старца перед государством российским. Это ордена святой Анны II и III степени, орден князя Владимира, также он был награждён серебряной медалью Александра III -его.

За 10 лет до этого батюшка на собственные средства построил в наших Никольских лесах маленький деревянный домик, около чудесного лесного озера Ишлей, имеющего странную особенность исчезать и неожиданно появляться вновь. Дом стоял прямо на берегу речки, вытекающей из озера. Батюшка хотел в тишине и уединениии провести в молитвенных трудах остаток земной жизни. Хотя место и было глухим, вдали от сёл и деревень, ему не удалось скрыться от людских глаз. Духовные чада не оставили батюшку одного и стали приходить к нему за духовным советом и молитвой, помогали вести нехитрое хозяйство.

Вскоре по воле Божией на средства о.Софрония и с помощью местных жителей Никольского, Наумовки, Пиявочного и Коваксы близ кельи старца был построен деревянный храм, хозяйственные и жилые здания. Постепенно основалась женская обитель из 12 послушниц. Это были девушки из Селёмы, Никольского, Красного, Кичанзина. Сёстры много молились и по благословлению батюшки делали в день по 700 поясных поклонов. Кроме молитвы они много трудились, так как у обители было своё хозяйство -- коровы, куры, лошади и другая живность, большой огород.

Еще находясь на службе в Высокогорской обители, старец исцелял телесные и душевные недуги и имел дар прозорливости. К нему постоянно шли люди, чтобы получить помощь и совет. В новой обители он целыми днями проводил с пришедшими к нему душевными и телесными недугами людьми, а ночами молился. Именно здесь ещё в большей степени раскрылись духовные дары чудотворения и прозорливости. Сохранились многие свидетельства этого.

Батюшке не надо было объяснять, кто ты и зачем пришёл, он всё видел и слышал без объяснений. Известен случай, когда мать послала малых детей к батюшке попросить за тяжело заболевшего отца – единственного кормильца. Старец радостно встретил ребят, велел накормить, а сам пошёл молиться. Он дал детям свёрток и благословил в дорогу. Дети, вернувшись, разревелись перед матерью, потому что забыли сказать батюшке, зачем приходили. Свёрток же от батюшки отдали: там оказалось маслице, от которого отец поправился. Надо сказать, что эта история связана с моими предками.

Записан случай с погорельцами из Марьевки, которые пришли к о.Софронию просить помощи. Он выслушал их и сказал, что помощь придёт скоро, «до Марьевки ещё дойти не успеете». Действительно, в пути им встретилась богатая барыня, которая, узнав про несчастье, дала погорельцам денег на постройку дома.

Сбылись его слова о разорении самой обители и о её возрождении. О.Софроний предсказывал, что даже его могила не раз подвергнется разорению, и разорителей постигнет кара. Так и случилось... После глумления над могилой несчастных вскоре настигала кара Господня: кто сгорел заживо, кто умер внезапно по неизвестной причине...

Батюшка в точности предсказал судьбу главной святыни обители – Живоносного креста со святой горы Афон, который будет после разорения обители украшением именно Селёмского храма. О процветающем в то время Высокогорском монастыре Арзамаса старец говорил, что на этом месте вместо монастыря будет «острог для разбойников».

Батюшка предвидел день своей кончины: причастился, перестал принимать посетителей, попросил поскорее сшить ему смертное облачение, со всеми простился и всех благословил. Почил он 1 августа 1921 года, в День памяти Серафима Саровского. По его завещанию он был положен в сырую землю без склепа, в скромном облачении с простым крестом и евангелием.

Много времени прошло с момента ухода из земной жизни батюшки, много событий произошло с тех пор на месте монастыря. В 1921 году после сорокового дня кончины настоятельницей была избрана послушница Анастасия Ивановна Тютярина, родом из Никольского. В тяжёлое время гонений на веру, разрушений храмов и монастырей 7 лет и 4 месяца она добросовестно трудилась на должности сестры-настоятельницы. Уже были разрушены и разграблены окрестные храмы, в том числе и Никольская церковь, а монастырь всё жил своей жизнью и молился за Россию, как будто время там остановилось...

Но зимой 1929 года обитель тоже была разграблена и разорена до основания, постепенно это место всё заросло травой и деревьями. Через несколько лет несведующий человек даже подумать не мог бы, что здесь был монастырь, творились молитвы за русскую землю и русский народ. Только неугомонные птицы, не понимая, что происходит, неуёмно пели свои песни над чуть заметным холмиком -- могилой батюшки Софрония.

Люди окрестных сёл не могли смириться с разорением святыни: благодаря трудам паломников восстановился родник, был поставлен крест на могилу, ограда. Делалось всё тайно, без огласки -- посещение святого места не приветствовалось начальством. Люди ходили по одному, по двое, целыми группами через лес известными тропами.

Восстанавливаться обитель начала в 90-е годы, когда начали срываться все запреты на веру. Фактически все восстановительные работы производил бывший председатель Селёмского сельсовета Николай Васильевич Судьин, обладающий прекрасными деловыми качествами и хозяйственной сметкой. Строительство производилось на пожертвования граждан и организаций. Буквально за 2-3 года недалеко от могилки выросли два дома для будущих поселенцев, церковь, хозяйственные постройки, конюшни для лошадей.

Место для церкви выбрано было очень удачно: по какой бы дороге путник ни шёл в монастырь, всё равно первой, что он видел, была церковь, которая как белая лебедь плыла по зелёным волнам леса. Звук колокола храма вовсе не нарушал тишину, а как будто был создан вместе с тишиной. В храм вернулись многие иконы времени батюшки Софрония, их прятали долгие годы жители Никольского и других сёл. В церкви стали проводиться службы.

Закончить всё задуманное по благоустройству будущей обители Николай Васильевич не успел, тяжело заболел, и все строительные работы закончились. Юридического хозяина у строений не было, и там стали селиться люди с сомнительной биографией. Имущество, с таким трудом и усердием нажитое, стало разворовываться, исчезли многие иконы. Дошло до того, что туда стали ездить для развлечений и поиска экзотики.

Местное духовенство и сельские власти долгое время были в стороне, не принимая никаких мер, но всё-таки в 1996 году епархия прислала сюда о. Антония, крохотного, ангельского вида батюшку. Бывшие мои ученики всегда вспоминают беседы с ним, ныне почившем. Навсегда запомнились его слова о том, что самое главное в жизни – не копить добро, а творить его. «Богу угоден мешок добрых дел для мира, а не мешок золота, оставленный в миру»,-- говорил он. Последние дни жизни о. Антония были трагичны. Его затравили собаками в келье, и он в морозную ночь, не успев одеться, убежал в Наумовку, спасаясь. Заболел и вскоре умер. Потом прислали батюшку Михаила, но он, видя, какие тёмные дела творятся в лесу, рисковать жизнью не стал и вернулся в свой монастырь.

В 2001 году в пустынь приехали несколько послушниц, некоторое время подвизавшихся в женском скиту под Зеленоградом. Видя серьёзность намерений, жители окрестных сёл их приняли, стали понемногу помогать. В 2002-м община была официально зарегистрирована и освящена в честь иконы Иверской Божьей Матери (это была любимая икона батюшки). Руководить обителью был назначен о. Владимир (Цветков) из Петербурга.

Жизнь в скиту налаживалась с большим трудом. А 31 декабря 2003 года в обители случился пожар: сгорела церковь. Пожар лютовал несколько суток, так как тушить было нечем, дороги не было. Из всего церковного имущества спаслась только одна икона «Утоли мои печали», её вынес из пылающего храма, рискуя собственной жизнью, Михаил Куренков из Никольского, который в то время жил в пустыньке и помогал сёстрам по хозяйству. Версий случившего было несколько, но никто так и не узнал настоящую причину пожара. В 2004 году благодаря ходатайствам и усердию батюшки Владимира (Цветкова) начал строиться деревянный красавец-храм, истинное произведение деревянного зодчества. Сейчас он отстроен, и там проводятся службы.

Знай, паломник, желающий посетить святое место, что дороги в обитель, мягко сказано, «оставляют желать лучшего». Из Никольского (7 км), что называется напряму», уже никто не ходит, дороги не осталось вовсе, всё заросло. Только зимой туда ездят на лыжах. Есть самая короткая дорога из Наумовки (4-5 км). Но по ней идут в обитель только наумовцы. Самая часто используемая дорога — из Коваксы-Пиявочного. Именно по ней сегодня идут и едут из разных мест нашей России паломники и жители окрестных сёл. Она считается самой длинной и в сухое лето по ней, хотя и с трудом, в обитель можно проехать даже на легковом авто.

Идут в обитель люди! Идут и едут со всех концов страны! Молятся, просят помощи и вразумления у святого старца. По молениям и вере помощь приходит. Всех принимают сёстры обители, непременно кормят, проводят экскурсию. Со всеми беседует батюшка Владимир, давая просимые советы и утешения. Вот уже много лет женщины Никольского по инициативе и активном участии А.П. Таракановой и Н.А. Ласточкиной 24 марта в День ангела батюшки Софрония устраивают поминальный обед на мирские средства. Служится панихида, приезжают священники из окрестных храмов, почитатели святого старца, сёстры из Софрониевой пустыни.

Священный синод Украинской православной церкви рассмотрел житие, труды, подвиги, чудеса и народное чествование подвижников благочестия в Святогорском монастыре на Донце и 8 мая 2008 года принял решение благословить для местного прославления и чествования в числе прочих в лике преподобных архимандрита Софрония (Смирнова). Духовные почитатели старца с благоговением ожидают исполнения пророчества об обретении его мощей с великой славой. Икона с изображением подвижников стоит и в Никольском храме.

Давно не посещала Софрониеву пустынь: то пандемия, то другие мирские тяготы... Но меня тянет в обитель неведомой силой, потому, что...

Люблю Ишлея мыс зелёный,

Тропинки, что ведут в леса,

И бор, где жил святой Софроний

И где творил он чудеса.

И та обитель, та могила,

Родник, что до поры сей цел,

Дают духовную нам силу,

Чтобы огонь в сердцах горел.

Церквей чтоб купола взлетали,

Чтоб звон летел над всей землёй...

Я верю в будущее, знаю,

Что будет жить мой край родной!

 

 

29 Июл 2022