Перед абитуриентами всех времен всегда стоят два главных вопроса «Куда пойти учиться» и «Куда потом пойти работать». В отношении решения этих двух задач незаменим Арзамасский политехнический институт. Здесь теория сочетается с практикой на предприятиях-партнерах и в заводских производственных лабораториях, образовательный процесс зачастую переносится в условия промышленного производства. Институт обладает всей необходимой материально-технической базой для подготовки высококвалифицированных специалистов. Большое внимание уделяется научной работе студентов под руководством ученых – преподавателей вуза. Бьет ключом и внеучебная – культурно-массовая и спортивная – жизнь. Одним словом, институт готовит не только талантливого инженера, но и гармонично развитую личность со сложившейся системой ценностей и четкими взглядами на жизнь.
С этого и начался наш разговор с ответственным секретарем приемной комиссии АПИ (филиала) НГТУ имени Р. Е. Алексеева Е. Г. Моисеевой, который мы сегодня решили построить на вопросах абитуриентов, наиболее часто задаваемых в редакцию нашей газеты и в приемную комиссию института.
– Елена Геннадьевна, вначале несколько слов о профессии инженер.
– Практически все достижения прогресса, которыми мы сегодня пользуемся, являются творениями талантливых, любящих свое дело инженеров. Эта профессия открывает, с одной стороны, удивительные тайны природы физического мира, а с другой – позволяет преобразовывать и развивать его. Талантливые инженеры сегодня – на вес золота и очень востребованы на промышленных предприятиях.
– Поясните, пожалуйста, молодым читателям «АП», чем отличаются друг от друга бакалавриат и магистратура?
– В РФ реализуется двухуровневая система высшего образования: первый уровень – бакалавриат (срок очного обучения составляет 4 года); второй уровень – магистратура (срок очного обучения – 2 года). В настоящее время, когда технологии и знания обновляются очень быстро, введение широкой программы бакалавриата с последующей специализацией в магистратуре или на производстве больше соответствует требованиям динамично меняющегося рынка труда. Кроме того уровневое высшее образование позволяет на первых курсах обучения по широкому направлению более осознанно выбрать профиль программы, который обычно реализуется на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом бакалавра о высшем образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. Можно продолжить обучение в магистратуре как по направлению бакалавриата, так и по иному направлению подготовки. Обучение в магистратуре отличается большим объемом научно-исследовательской самостоятельной работы студента. Магистрант под руководством научного руководителя выбирает проблему исследования в своей предметной области, изучает, анализирует ее, ищет пути решения. Обучение в магистратуре завершается подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы в форме магистерской диссертации.
– Направления подготовки студентов в институте называются обобщенно. Что кроется за этими названиями?
– В 2017 году АПИ проводит набор на 5 направлений подготовки бакалавриата. Все они относятся к техническому профилю, но каждое из них, безусловно, имеет свои объекты и области профессиональной деятельности.
«Прикладная математика». Любое электронное устройство начинается с математического описания задачи, которую оно решает. Созданием такого описания и занимается прикладная математика – универсальный научный инструмент для построения математических моделей любых объектов, систем, процессов и технологий. Выбрав это направление, можно приобрести обширные знания, которые позволят овладеть всеми тонкостями искусства программирования, освоить современные алгоритмические языки, получить фундаментальную математическую подготовку. Профессионал в области прикладной математики разрабатывает и применяет современное программное обеспечение, предназначенное для проведения расчетов, анализа и подготовки решений во всех сферах деятельности человека: в производстве, экономике, социальной и управленческой деятельности, в науке, технике, образовании.
Абитуриенты, выбравшие направление подготовки «Информационные системы и технологии», получают серьезную теоретическую и практическую подготовку в области информационных технологий, информационных сетей, программирования, интеллектуальных методов обработки информации, построения и использования баз знаний и данных, экспертных систем. Они изучают современные инструментальные системы программирования, знакомятся со специализированным программно-аппаратным обеспечением. Поскольку информационные системы составляют сегодня основу деятельности любого предприятия, выпускники получат возможность работать в организациях, использующих в своей деятельности высокие информационные технологии, включая бизнес-сферу и производство, финансово-экономические структуры, проектные и исследовательские организации.
В основе профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Конструирование и технология электронных средств» лежат дисциплины, связанные с изучением современной элементной базы электронных средств, схемотехники, методов автоматизированного проектирования, моделирования электронных средств. Во время обучения студент знакомится с основами создания и работы элементов электронных схем, микросхем и микропроцессоров; узнает, как изготавливают печатные платы, как на их основе собирают модули (это плата с установленными элементами) и как из модулей собирают блоки; научится читать электрические схемы, правильно рассчитывать и подбирать элементы для них, переводить схему в рисунок на печатной плате, разрабатывать технологический процесс сборки модуля и создавать конструкцию блока.
«Приборостроение» – наиболее наукоемкая отрасль машиностроения, выпускающая средства измерения, анализа и обработки информации. В современных условиях для принятия правильных решений во всех сферах человеческой деятельности (в том числе и в технике) возрастает роль измерений и обработки получаемой информации. Поэтому специалисты в области приборостроения хорошо владеют основами вычислительной техники, способами передачи, преобразования, поиска и хранения информации в информационных сетях, а также умеют получать ее путем измерений датчиками различной физической природы. Они проводят исследования, проектируют, разрабатывают, создают и эксплуатируют современные измерительные приборы и системы различного назначения. К предметам специализации относятся следующие дисциплины: «Преобразование измерительных сигналов», «Основы надежности приборов и систем», «Аналоговые и цифровые измерительные устройства», «Основы теории гироскопов», «Методы оптимизации».
«Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» – это наука об изготовлении изделия требуемого качества при наименьших затратах времени и материальных ресурсов. Освоившие это направление выпускники разрабатывают новые и совершенствуют действующие технологические процессы изготовления продукции; создают и применяют современные средства автоматизации, методы проектирования и компьютерного моделирования технологических процессов и машиностроительных производств; обеспечивают эффективное функционирование технологических процессов машиностроительных производств. Полученные знания позволяют выпускникам грамотно решать вопросы, относящиеся к конструированию, изготовлению, планированию, организации и экономике машиностроительной промышленности, обеспечивающие эффективность управления предприятием.
– Как организован учебный процесс?
– На очном отделении студенты учатся 5 дней в неделю по 3–4 пары ежедневно. На каждом курсе студенты занимаются по 2 семестра – осеннем и весеннем, каждый из которых заканчивается зачетной неделей, затем проходит экзаменационная сессия, после которой студенты уходят на учебную/производственную практику, а потом на зимние или летние каникулы. На вечернем отделении учатся 3 сессии в год, между которыми в выходные дни для студентов организуются консультации. Студенты заочного отделения учатся 4 сессии в году (поочередно – лекционная, экзаменационная). На дневном отделении примерно половина объема работы студентов приходится на аудиторные занятия и контактную работу с преподавателем, половина – на самостоятельное изучение учебного материала.
– Где студенты отрабатывают теоретические и практические навыки?
– Совершенствование материально-технической базы лабораторий АПИ происходит как за счет бюджетных и собственных средств, так и благодаря участию в этом процессе АО «АПЗ им. П.И. Пландина», ПАО «АНПП «Темп-Авиа» и других предприятий города и победам в государственных грантовых конкурсах. Один пример: лабораторные работы по дисциплинам «Материаловедение», «Технологические процессы в машиностроении», «Технология производства ЭС» также часто проходят непосредственно на производстве. В институте действует и множество других учебных и научных лабораторий, позволяющих проводить самые современные и даже уникальные исследования.
– Всем известно, что ваши студенты проходят практику на предприятиях города...
– Это АО «Арзамасский приборостроительный завод им. П.И. Пландина», ПАО «Арзамасский машиностроительный завод», ПАО «АНПП «Темп-Авиа», РФЯЦ ВНИИЭФ (г. Саров), ОАО «Транспневматика» (г. Первомайск) и другие заводы. Специалисты предприятий консультируют их при написании выпускных квалификационных работ, стимулируют их научную активность. В сентябре 2015 года на Арзамасском приборостроительном заводе имени П.И. Пландина состоялось открытие базовой кафедры АПИ НГТУ «Инновационные промышленные технологии». Это событие – результат многолетнего стратегического сотрудничества АПЗ и АПИ НГТУ. Кафедра создана с целью подготовки специалистов под решение конкретных практических задач производства, таких, как разработка новой техники, внедрение ее в серийное производство. Акцент в работе сделан именно на потребности АПЗ. Учебными планами каждого направления подготовки предусмотрены различные виды практик. Что касается трудоустройства, выпускники работают промышленных предприятиях города: АО «Арзамасский приборостроительный завод», ПАО «Арзамасский машиностроительный завод», ПАО «АНПП «Темп-Авиа», а также на предприятиях и в организациях Нижнего Новгорода, Москвы, Жуковского, Ульяновска, Саранска, Сарова, Уфы, Симферополя и многих других городов России и ближнего зарубежья.
– Можно ли в АПИ получить дополнительное профессиональное образование?
– За 2,5 года можно получить дополнительное профессиональное образование по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». На программу принимаются лица, имеющие высшее образование или окончившие первый курс высшего учебного заведения. Выдается документ о дополнительном профессиональном образовании установленного образца. Также в вузе реализуется дополнительная профессиональная образовательная программа «Информационное обеспечение учета и анализа» (срок обучения 3 месяца). На программу принимаются лица, имеющие незаконченное высшее или среднее профессиональное образование, выдается удостоверение о повышении квалификации.
– К счастью, студент жив не только занятиями, зачетами и экзаменами...
– В АПИ созданы все условия для успешных занятий не только учебной, научной, но и культурно-массовой, спортивной деятельностью. Каждый студент может реализовать свои творческие, художественные и организаторские способности, участвуя в создании телевизионных передач о жизни института, газеты «Арзамасский политехник», в команде КВН, театральной или музыкальной студиях, а также в многочисленных культурно-массовых мероприятиях. Студенты-политехники являются постоянными участниками и победителями областных и городских мероприятий: «Студенческая Болдинская осень», «Ночь искусств», «Библионочь», городских игр КВН. Хорошая спортивная база позволяет всем любителям спорта не только поддерживать себя в хорошей физической форме, но и становиться призерами соревнований различного уровня. Любимым местом отдыха политехников во время летних каникул является студенческий лагерь «Ждановец», в котором ребята заряжаются силой и энергией на новый учебный год. Иногородним студентам предоставляется общежитие, в котором созданы необходимые условия для подготовки к занятиям и отдыха студентов.
– Елена Геннадьевна, у вас есть возможность обратиться к абитуриентам.
– Ответы на два главных вопроса «Куда пойти учиться» и «Куда пойти работать» вы получите именно у нас. Главное – быть жадными, дерзкими до знаний и стремиться стать асом в своей профессии. Ну а мы выявим ваши таланты, раскроем их, поможем получить прекрасную перспективную специальность и сделать карьеру. Ведь что бы там ни говорили, образование – это не услуга, оказываемая государством или вузом, а социальное благо. От повышения общего уровня образования выигрывают все. Ведь задача любого государства – вырастить как можно больше образованных людей.