«Не люблю стабильность, она делает человека ленивым»

Г.Б. Ахматова
Преподаватель начальных классов школы №10

Так рассуждает преподаватель начальных классов школы №10 Галина Борисовна Ахматова. Про таких, как она, говорят – учитель от Бога. В ее трудовой книжке всего одна запись – «принята на работу в школу №10». Здесь она учит малышей уже 36 лет, из начальной школы выпустила десять классов. Ее помнят и любят вчерашние ученики, их родители, а многие мамы и папы будущих первоклассников стремятся именно ей отдать на воспитание своих чад. Коллеги о Галине Борисовне отзываются как об учителе, который в работе с детьми опирается на лучшие традиции педагогики, при этом беря в расчет реалии сегодняшнего дня. Какая же она – современная первая учительница?

– Галина Борисовна, никогда не возникало желание уйти из этой профессии, или, может быть, такой возможности не было?

– Была возможность уйти на предприятие в кризисные для страны годы, где и зарплата выше, и работа поспокойней. Но моя любовь – это школа...

– Жизнь меняется, а вместе с ней меняются и дети. Новые поколения учеников сложнее?

– И да, и нет. Характеры сложнее, ведь современные дети раскрепощены, гиперактивны, но вместе с тем и любопытнее, мобильнее, с ними и работать интереснее. С такими учениками нельзя трудиться по старинке, приходится быть регулярно в творческом поиске, придумывать что-то неординарное, постоянно совершенствоваться в профессии.

– Мне кажется, что современные родители порой гораздо сложнее детей...

– За годы работы у меня ни разу не было конфликтных ситуаций. Замечания по поводу плохого поведения или неуспеваемости ребенка нужно делать тактично, индивидуально, а не выносить на родительское собрание, что, увы, бывает у некоторых педагогов. В большинстве своем родители адекватно реагируют на пожелания учителя в воспитании ими ребенка, доверяют педагогу, и, главное, это доверие оправдывать, не унижая ни ребенка, ни его маму, папу.

– У вас очень высокие показатели в обучении детей, в разговорах ваших коллег и родителей не раз доводилось слышать, что выпускаете «сильные» классы. Как вы добиваетесь того, что малыши усваивают науки, обладают в большинстве своем хорошими знаниями?

– К каждому уроку я стараюсь подходить творчески, отхожу от стандартных программ, внедряю как можно больше игровых форм в обучение, тогда школьникам легче усвоить материал. А когда они устают, особенно к последнему уроку, становятся рассеянными, я делюсь с ними своими эмоциями, тихо жалуюсь на то, что мне обидно их невнимание, а я ведь так стараюсь. Как правило, они тут же становятся собранными. Вообще с детьми нужно всегда быть откровенным, тогда они тебе верят и стараются не огорчать.

А еще я всегда их прошу рассказать, удивить родителей новыми открытиями за сегодняшний день, а родителей убеждаю ежедневно спрашивать у детей, что интересного они узнали на уроках. Такой контроль, когда учитель проверяет домашнее задание, а родитель, если можно так сказать, школьное, дает хороший результат.

– Родители ваших учеников говорят, что вы одна из тех редких преподавателей, которые систематически организуют внеклассные мероприятия с детьми и родителями. Это какие?

– Традиционно – дни здоровья на физкультурно-оздоровительной базе «Снежинка», мероприятия к календарным праздникам. В начале года мы придумали новый праздник – Арбузник. На эту мысль меня натолкнули родители моих маленьких подопечных, которые решили, что надо осенью угостить детей таким сезонным лакомством, как арбуз. Я решила совместить приятное с полезным – организовать веселое и интеллектуальное мероприятие, на котором ученики узнали, что арбуз – это ягода родом из Африки и многое другое, были конкурсы, призы, сюрпризы. Сейчас мы готовимся к Дню старшего поколения, в котором обязательно будут задействованы не только мамы и папы, но и бабушки с дедушками.

– Трудно работать в женском коллективе?

– Нет, если в школу ходить детей учить, а не обмениваться новостями в учительской. Я себя ловлю на мысли, что по большому счету я мало что знаю о личной жизни своих коллег, некогда судачить об этом, но зато твердо знаю, что у учителей есть взаимовыручка, знаю, что могу рассчитывать на их профессиональную поддержку, понимание, также знаю и с уверенностью говорю, что у нас дружный коллектив.

– Хороший учитель – это...

– Тот, который понимает ученика и родителей. Тот, который не урокодатель (так называют тех, кто отвел урок и ладно), а кто старается научить, вкладывает душу в воспитанника, кто растет вместе со своим учеником, ведь, как известно, нет предела совершенству. Тот, кто отходит от стандартов и вносит что-то свое, новое в систему обучения. Тот, кто просто любит свое дело, а главное, тех, кого он учит.

– Вы часто ставите двойки?

– Не люблю этого делать. Никогда не ставлю с первого раза, заставляю ученика выполнить заданную работу. Если, к примеру, не выучил стихотворение, – оставлю после уроков, будем вместе учить, при этом стараюсь убедить в важности заучивания, дескать, это не только память развивает, но в детстве это стихотворение учили твои мама, бабушка, а также президент страны.

– А у вас хорошее чувство юмора...

– Благодаря ему легче найти общий язык с еще маленькими, но уже очень проницательными детьми.

– Сегодня на экране телевизоров много фильмов о школьной жизни – порой злых, порой ироничных...

– Очень жаль, что таким образом кинематографы подрывают авторитет учителя, даже веселый добрый «Ералаш» и тот выставляет педагогов в неприглядном свете. Конечно, многое преувеличено в кинокартинах, но неокрепшие умы воспринимают это все буквально, что в конечном итоге и приводит к пресловутому конфликту отцов и детей. Для меня эталоном правдивости и открытости является фильм «Доживем до понедельника».

– К слову, об отцах и детях. Ваши муж и сын всегда с пониманием относились к тому, что вы «замужем» за работой?

– Всегда. Иначе у меня не было бы семьи. Мне кажется, женщины-учителя – это в большинстве или те, кто счастлив в семейной жизни, когда домочадцы полностью разделяют и помогают тебе при колоссальной загруженности в домашних хлопотах, или те, у кого нет семьи. Среднего, как правило, не дано.

– «Учительница первая моя». Звучит очень трепетно и красиво, именно от нее зачастую зависит, с каким азартом ученики будут грызть гранит науки. А не обидно, что выпускники школ все же чаще вспоминают не первую, а последнюю учительницу?

– Нисколько не обидно, это закономерно: путевку во взрослую жизнь дает последний учитель. Но все же очень приятно, когда со словами благодарности к тебе приходят твои вчерашние ученики и их родители. Это высшая награда для учителя.

– Кстати, о наградах. В вашей копилке...

– Немало благодарственных писем, почетных грамот, особо значимая из которых – Почетная грамота Министерства образования и науки, которой достойны, на мой взгляд, многие педагоги нашей школы.

– Если к вам на урок внезапно придет родитель, кто-то из руководства, будете волноваться?

– Нет, ведь к урокам я не то, чтобы готовлюсь, я этим живу. Любой предмет проведу с закрытыми глазами, абсолютно непринужденно, мне это просто интересно.

– Ваше любимое выражение об учителях...

– Тому, кто учит других, нужно гораздо больше ума, чем тому, кто учится сам.

– А какой вы были ученицей?

– Прилежной. Только один раз мы сбежали с урока литературы в кинотеатр на фильм «Фантомас» (я училась в первой школе, рядом находится «Искра»...) не с целью обидеть учителя, просто захотелось чуть-чуть похулиганить.

– Педагог должен выдерживать дресс-код или все же ничто человеческое ему не чуждо?

– В любой ситуации учитель должен оставаться учителем. В одежде пусть даже если скромным, но элегантным. Дело не только в мини-юбке, преподаватель не должен стоять перед воспитанниками в стоптанных башмаках, неряшливой блузке. Где бы он ни находился, пусть даже на вечеринке в кругу друзей, он должен помнить, что его удел – нести в эту жизнь только свет и доброту.

– Ученики младших классов вряд ли читают газеты, а вот их родители, среди которых есть и наши подписчики, пожалуй, не перелистнут страницу, где написано об уважаемом ими педагоге. Пользуясь случаем, что бы вы им пожелали …

– Терпения в воспитании ребенка, умения слышать его, не отмахиваться от назойливых вопросов, учить его на перспективу, то есть видеть определенные таланты и развивать их. Поверьте, каждый ребенок чем-то прекрасен, надо просто это в нем разглядеть и поддержать. Любите его не слепо, не навязчиво, с пониманием того, что он не ваша собственность, а пусть маленькая, но личность.

 

 

 

 

Фото из семейного альбома Г. Б. Ахматовой.
18 Сен 2015