В комплексном центре социального обслуживания населения Арзамасского района состоялся круглый стол «Обман пожилых людей», на который были приглашены социальные работники, председатели ветеранских организаций, жители района, относящиеся к старшему поколению. В разговоре приняли участие люди, которые по роду своих занятий сталкиваются с названными проблемами и призваны оградить население от действий мошенников.
Пишем, рассказываем, предупреждаем население о возможных вариантах мошенничества, но кто-нибудь неизменно попадается на удочку ловкачей. С одной стороны люди у нас открытые, доверчивые, любого пройдоху рады в дом впустить, дать водицы напиться или всякие байки послушать о свалившейся на них радости в лице этих самых мошенников. С другой стороны обманщики становятся все изощреннее, втираются в доверие под личиной социальных работников, представителей Пенсионного фонда или тружеников ЖЭКов. Охмуряют людей через интернет, электронную почту, телефоны...Чаще всего на уловки аферистов попадаются пожилые одинокие люди, поскольку наиболее уязвимы и внушаемы, тем более что многие мошенники настоящие психологи и даже обладают навыками гипноза.
Представитель Сбербанка О.В. Чугайнова дала подробную информацию о мошеннических схемах, связанных с финансами. Их может быть бесконечное множество: сообщения о блокировке карточки и просьба перезвонить (в это время мошенники подключают свои телефоны к услугам мобильного банка), требование перевести деньги для урегулирования проблемы попавших в ДТП родственников с правоохранительными органами или пострадавшими. Некоторым поступают звонки якобы из стран СНГ с просьбой открыть счет за хорошее вознаграждение. Может прийти и сообщение о том, что клиенту полагаются льготы, денежные поощрения, а для перечисления денег требуются его данные. Нельзя относиться с доверием к звонкам торговых представителей, экстрасенсов, гадалок. Зафиксировано много случаев мошенничества через сайт «Авито», особенно, если имеется пометка «срочно»: аферисты стараются вытянуть информацию и провернуть незаконную сделку.
Особенно внимательными и бдительными следует быть владельцам банковских карт. Многие не соблюдают элементарные правила пользования, доверяют их родственникам или знакомым, хранят вместе с пин-кодом, а порой просто записывают его на карточке, облегчая мошенникам доступ к деньгам. Если есть затруднения во время финансовой операции через банкомат, следует обратиться за помощью к сотруднику банка, а не к случайно оказавшемуся рядом советчику, деньги могут уйти на чужой счет. Если вы меняете номер телефона, к которому привязан мобильный банк, отключитесь от старого и подключитесь к новому номеру. Во всех случаях – утраты банковской карточки, кражи с нее средств, неожиданной блокировки – следует звонить в контактный центр по телефону 8-800-555-5550 (звонок бесплатный). Этот номер лучше всего занести в телефон, чтобы он был под рукой в экстренных случаях.
Много полезной информации донесла до слушателей помощник городского прокурора О.Ю. Сухарева. Она заострила внимание на проблемах, возникающих у населения в связи с получением кредитов. В первую очередь это касается микрофинансовых организаций. Следует очень внимательно читать договоры, особенно в той части, где используется мелкий шрифт, обычно там таятся ловушки для заемщиков. Случается, что клиенты подписывают документ не глядя, а в нем не проставлена сумма кредита или зашкаливают процентная ставка (причем увеличивается она не ежемесячно, а ежедневно), размеры неустойки. Прежде чем заключить сделку, следует взять договор домой, дать почитать его людям сведущим, чтобы не попасть в долговую кабалу.
Ольга Юрьевна разъяснила некоторые положения по работе коллекторских фирм. Закон запрещает им производить ряд действий, например, звонить должникам в выходные и праздничные дни, в ночное время и так далее. Если от коллекторов поступают угрозы, следует обращаться с заявлениями в Роспотребнадзор, полицию, службу судебных приставов или прокуратуру. Даже если кабальный договор неосмотрительно заключен, можно расторгнуть его через суд при наличии оснований (если, к примеру, клиента ввели в заблуждение, угрожали). Уроком для многих может послужить история с частной клиникой, приглашавшей пациентов для бесплатного обследования, затем навязывавшей им дорогостоящее лечение. И люди покупали медикаменты в два-три раза дороже, часто совсем ненужные, а порой и приносящие вред. Причем если у клиента не хватало средств, ему тут же оформляли кредит на немыслимые суммы.
Эту тему продолжил начальник отдела участковых уполномоченных полиции С.И. Статуев. Он подтвердил, что к ним поступает много заявлений по фактам мошенничества. В частности, в 2016 году было заведено девять уголовных дел о списании денег с карточек, в этом году – еще три. В районе появились лица без постоянного места жительства и занятий, которые проникают в дома пожилых людей и выманивают или крадут деньги. Участковые уполномоченные проводят профилактическую работу, посещают одиноко проживающих, оставляют свои визитки, номера телефонов экстренных служб, но все это не исключает неприятные ситуации. Прежде всего населению следует проявлять бдительность и сообщать о подозрительных личностях в правоохранительные органы, а родственникам проявлять больше внимания и заботы в отношении пожилых людей.
Обстоятельно ответила на вопросы участников круглого стола заместитель начальника управления Пенсионного фонда РФ по Арзамасскому району Н.В. Сенина. Самое главное, что должны усвоить пожилые люди, это то, что их сотрудники по домам не ходят, а принимают население в клиентской службе. При крайней необходимости сотрудники могут выехать на дом, но исключительно по предварительной договоренности. Кроме того осуществляются выездные приемы, но об этом заранее извещается администрация поселения, машина с логотипом Пенсионного фонда останавливается в центре села. Никаких рассылок на электронную почту о перерасчетах пенсий, о доплатах и иных финансовых делах фонд не осуществляет. Любое даже очень заманчивое требование сообщить номер банковской карты должно насторожить гражданина.
Наталья Викторовна ответила на вопросы социальных работников, некоторые были не по теме встречи, но очень актуальны для населения. Один из них касался перехода из негосударственного пенсионного фонда в государственный. Это возможно, следует только обратиться с заявлением в офис управления Пенсионного фонда РФ по адресу: ул. Кирова, д. 27а.
Подвела итог столь содержательному разговору директор комплексного центра социального обслуживания населения И.А. Полякова. Она привела конкретные примеры мошеннических действий в отношении жителей района. К некоторым приходили молодые представительные люди, разъезжающие на дорогой машине и выдающие себя за сотрудников министерства социальной политики, рассказывали о федеральной программе «Доступная среда» и ненавязчиво выпытывали сведения об одиноких пожилых людях. Другим продавали медицинские и косметические препараты, приборы за баснословные суммы, причем потом покупатели сами не могли объяснить, почему им в восьмидесятилетнем возрасте захотелось купить, к примеру, средства от целлюлита или для разглаживания морщин... Социальные работники стараются донести информацию о мошенниках до своих подопечных, предостерегают их от общения с незнакомыми людьми (самый надежный способ защититься от них – элементарно не открывать дверь). Но хотелось бы, чтобы проявляли бдительность и родственники, и соседи.
Все участники круглого стола получили буклеты с алгоритмом действий, которые обезопасят пожилых людей от действий мошенников или помогут им избежать серьезных последствий, если они все-таки стали жертвами обмана. Эти памятки будут распространены среди жителей района. А мы в свою очередь публикуем телефонные номера организаций, которые могут оказаться полезными в подобных случаях.