О проблемах образования и о том, как они решаются, мы попросили рассказать в канун Дня учителя начальника управления образования администрации Арзамасского района Е.Н. Рогожину
– Елена Николаевна, к обязанностям начальника управления вы приступили менее полугода назад. Как вы себя ощущаете в новой должности и на что в первую очередь, вникнув в дела, хотели бы обратить самое пристальное внимание?
– Ощущаю себя как первоклассница, поэтому и о расстановке приоритетов говорить пока рано.
– Сколько сегодня в Арзамасском районе детей в возрасте от полутора до трёх лет в очереди на получение мест в детском саду, и будет ли каким-то образом эта проблема в ближайшее время решаться?
– В электронной очереди на получение места в дошкольных учреждениях зарегистрировано на 1 сентября 727 человек, из них 283 – дети в возрасте от полутора до трёх лет. Недостаток мест для данной категории детей связан с необходимостью обеспечить местами в первую очередь детей в возрасте от трёх до семи лет, так как с трёх лет начинается освоение детьми программы дошкольного образования. Именно для ликвидации очереди для этой категории детей были открыты детские сады в Кирилловке (№36), в Берёзовке (№35), реконструированы Выездновский детский сад «Чиполлино», Каменский детский сад.
Государственные программы по ликвидации потребности в местах для детей от полутора лет, о которых заявили в правительстве РФ, ещё, к сожалению, не заработали. Поэтому единственный выход для нас – переоборудование некоторых групп в дошкольных учреждениях для данной категории детей.
– По данным мониторинга, общеобразовательные организации Арзамасского района соответствуют современным требованиям на 90 процентов. Это высокий показатель, но средний областной выше – 96 процентов. Чего нам не хватает, чтобы достичь областного показателя?
– Показатель соответствия современным требованиям общеобразовательных организаций состоит из множества аспектов, в их числе, например, наличие кухонных блоков и столовых – отсутствует в Пошатовской основной школе (филиал Чернухинской), спортивных залов – нет в Хватовской, Пустынской школах, организация образовательного процесса в одну смену – в двух школах пока ещё дети учатся в две смены.
– Самой большой перестройкой (настоящим изломом) в образовании в последние годы было внедрение ЕГЭ. И учителя, и ученики приспособились. ЕГЭ сдают, в вузы выпускники поступают. Но преподаватели вузов твердят: нынешние студенты не знают порой элементарных вещей, уровень образованности снизился в разы. Ваше отношение к этому «эксперименту».
– На мой взгляд, сегодня ЕГЭ достаточно объективно оценивает уровень подготовки выпускников, контрольно-измерительные материалы не содержат теперь вопросов «угадайка» с одним верным из четырёх ответов. Задания требуют соотнести понятия и качественные характеристики, решить задачу, объяснить на примере, охарактеризовать, применить на практике свои умения работы с информацией и многое другое. Вопрос ведь не столько в ЕГЭ, который далеко уже не эксперимент, а в качестве образования, в кадровом потенциале, современном оборудовании, современных методиках обучения, в воспитании, наконец. А уровень образованности выпускников как и во все времена разный. И зависит он от образовательного уровня и системы ценностей, привитых ребёнку в семье, профессиональной ориентации, общей культуры, мотивации обучения и так далее.
– С какой целью в 2017 году в процедуру проведения ЕГЭ были внедрены новые технологии, на что затрачено было немало средств?
– Главной целью внедрения новых технологий в процедуру ЕГЭ (использование технологии печати контрольно-измерительных материалов в аудиториях пунктов проведения экзаменов) является достижение эффекта прозрачности и отсутствия в данной процедуре коррупционных составляющих. Считаю, что данное новшество, несомненно, должно способствовать повышению качества образования. Когда ты уверен, что твои знания, умения, навыки, эрудиция помогут тебе в получении высокого результата и будут оценены предельно объективно, ты будешь ответственнее относиться к учёбе и к подготовке к экзаменам.
– Сколько сейчас получает сельский учитель и от чего зависит уровень зарплаты педагога?
– Средняя зарплата учителей составляет за семь месяцев 2017 года 27203 рубля. Её уровень зависит от образования педагога (высшее или среднее специальное), квалификации, учебной нагрузки, выполнения дополнительных функций (классное руководство, проверка тетрадей, кружки и так далее). Кроме того, все учителя переведены на эффективный контракт и поэтому могут согласно баллам за высокую результативность работы иметь выплаты стимулирующего характера.
– Много ли у нас учителей с высшей квалификационной категорией?
– 70 процентов учителей в наших школах имеют первую квалификационную категорию, этот показатель выше областного. Педагог с первой категорией – это педагог-новатор, педагог-наставник, грамотный профессионал. Педагог с высшей категорией – это как герой труда, звёздочка. Таких мастеров и не может быть много. У нас в районе их 19 процентов, в области –19,5 процента.
– Почему одним из приоритетных проектов, на ваш взгляд, в образовании стал проект «Доступное дополнительное образование»?
– Включение приоритетного проекта по дополнительному образованию в портфель правительства Российской Федерации демонстрирует важность задач по развитию именно этого уровня образования. В условиях сельской местности и особенностях нашего района (большая территория) данный проект очень актуален. Развитие сетевого взаимодействия, активное внедрение кружкового технического творчества и использование технологии дистанционного обучения предоставят нашим школьникам более широкие возможности для выявления творческих способностей, наклонностей, для их самоопределения, профессионального выбора.
– Каким образом это будет осуществляться, и планируется ли для достижения поставленной цели привлечение новых кадров?
– Кадры новые привлекаться не будут, будут эффективнее использоваться имеющиеся ресурсы, и, как уже я сказала, будут развиваться сетевое взаимодействие и дистанционное обучение.
– Ваши пожелания коллегам в канун профессионального праздника – Дня учителя.
– Хочу пожелать оставаться верным своей профессии, несмотря ни на что. Пусть сбудутся ваши мечты, а в классе, куда вы приходите каждое утро, будет лес поднятых рук, а вам будет трудно выбрать, кого вызвать к доске, потому что все хотят отвечать. Удачи, успеха, творческого горения и, конечно, счастья.