Каждый собственник недвижимого имущества должен иметь определенный пакет документов, при отсутствии которого владение, а особенно распоряжение этой недвижимостью, весьма затруднительно. Если какой-то из необходимых документов испорчен или утерян, собственнику необходимо своевременно восстановить утраченную документацию.
Для начала стоит обратить внимание на то, что документы на недвижимость бывают двух видов: правоудостоверяющие и правоустанавливающие. К правоудостоверяющим относятся свидетельство о государственной регистрации, выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), к правоустанавливающим – документы, на основании которых возникло право владения: договор купли-продажи, мены, дарения, акт приемки в эксплуатацию, свидетельство о праве на наследство, договор долевого участия.
С июля 2016 года прекращена выдача свидетельств о государственной регистрации прав, в том числе повторных. Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимость удостоверяется одним документом – выпиской из ЕГРН. Поэтому для восстановления правоудостоверящих документов собственнику достаточно обратиться в любой из офисов многофункциональных центров за получением выписки из ЕГРН. Для удобства правообладателей существует и электронный сервис заказа, доступный на сайте Росреестра.
Срок изготовления выписки, запрошенной в офисе МФЦ, составляет 5 рабочих дней; если выписка заказана в электронном виде – 3 рабочих дня. Стоимость выписки от 250 рублей, в зависимости от полноты запрашиваемых сведений.
Для получения копии правоустанавливающего документа (договор купли-продажи, дарения, мены и другого) также необходимо обратиться в офис МФЦ.
В соответствии с действующим законодательством размер платы для физического лица за предоставление копии документов составляет 300 рублей при обращении через офисы МФЦ и 150 рублей при подаче запроса в электронном виде. Копии документов, запрошенные через офисы МФЦ, выдаются в течение пяти рабочих дней.
Необходимо отметить, что копии документов могут быть выданы только ограниченному кругу лиц, в том числе правообладателям или их законным представителям, а также физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя.
При этом если договора купли-продажи, дарения, мены и другие оформлялись у нотариуса, то копию таких документов необходимо получить у него. Также к нота-
риусу стоит обратиться, чтобы получить утраченное свидетельство о праве на наследство. Кроме того, в зависимости от обстоятельств дела за копией правоустанавливающего документа можно обратиться в иные ведомства, в большинстве случаев получить копии утерянных документов можно, обратившись в органы, выдававшие их.
В заключение стоит отметить, что при утере документов на недвижимость не надо паниковать, необходимо здраво оценивать ситуацию. Помните, что утеря документов не является основанием для лишения права собственности на недвижимость.