На Всероссийском совещании руководящих органов исполнительной власти субъектов РФ в числе механизмов повышения качества общего образования было названо обновление системы повышения квалификации учителей, подготовки и переподготовки кадров. Именно этот фактор определяет наличие конкретных образовательных достижений учащихся и в целом качество образования. Как обстоят дела с повышением квалификации педагогов в нашем районе, мы попросили рассказать начальника управления образования Е.Н. Рогожину.
– Безусловно, на качество образования влияет в первую очередь профессионализм педагогических и управленческих кадров, – сказала Елена Николаевна. – Что мы на сегодня имеем?
Из 635 работников основного состава в системе образования Арзамасского района аттестованы 550 человек, что составляет 86,6 процента. Это немного выше областного (86,3%) показателя. В течение 1917–18 учебного года аттестованы 136 человек, в том числе 37 человек – на высшую категорию, 80 – на первую, 19 – на соответствие занимаемой должности. В 2017–2018 учебном году по сравнению с предыдущим наблюдается динамика роста аттестованных педагогических работников на высшую и первую квалификационную категории.
– Каков рейтинг образовательных учреждений по аттестации педагогов на высшую категорию?
– Больше всего аттестовано в Шатовской школе – 42 процента, в Выездновской – 35, в Мотовиловской – 30, в Красносельской – 29, в школе посёлка Сельхозтехники – 27.
На протяжении вот уже трёх лет не имеют высшей квалификационной категории педагоги Балахонихинской, Никольской, Казаковской, Семёновской школ.
Лидеры по количеству аттестованных на высшую категорию педагогов в дошкольных образовательных учреждениях Красносельский детский сад (38 процентов), детский сад «Чиполлино» в р.п. Выездном (35), Берёзовский детский сад (33). Самый высокий показатель по количеству педагогов с высшей категорией среди преподавателей ОБЖ (55 процентов), учителей начальных классов (33), учителей истории и обществознания (32), учителей английского языка (28), учителей физики и физической культуры (25). Низкий процент аттестованных на высшую категорию по-прежнему у учителей математики, географии, информатики.
– Что служит стимулом к повышению квалификации?
– Важным стимулом являются конкурсы профессионального мастерства. В этом году победителем районного конкурса «Учитель года» был признан учитель биологии и химии школы посёлка Сельхозтехники И.А. Конкин. На региональном этапе он занял 10 место. В течение последних лет наши педагоги на региональном этапе конкурса стабильно входят в десятку лучших, но призовых мест не занимают. Это говорит о том, что потенциал у нас есть, нужно просто уделить достаточно внимания подготовке к конкурсу, улучшить работу по совершенствованию педагогического мастерства и уверенно идти к победе.
В конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы, коллектив Берёзовской школы занял третье место в рейтинге лучших сельских школ. В конкурсе на получение денежного поощрения лучшими учителями Нижегородской области в 2018 году приняли участие 9 педагогов. Победителями конкурса, получившими денежное поощрение, стали за счёт федерального бюджета учитель начальных классов Водоватовской школы Н.В. Борисова, за счёт областного бюджета – учитель технологии Берёзовской школы И.В. Малышев, учитель начальных классов Красносельской школы Е.А. Догина, учитель географии Чернухинской школы В.А. Михевнина, учитель начальных классов Абрамовской школы Н.А. Четнёва, учитель начальных классов Мотовиловской школы В.И. Баринова.
Плох тот солдат, который не хочет стать генералом. Можно перефразировать известную поговорку: плох тот учитель, который не хочет иметь высшую квалификационную категорию. Тем более что сейчас к этому имеется немало материальных стимулов. Задача руководителей образовательных учреждений – неустанно работать с коллективом в этом направлении.