«Православный январь» Светланы Купряхиной

Учитель начальных классов высшей категории Мотовиловской средней школы С.В. Купряхина

В Нижегородской духовной семинарии состоялась конференция «Фаворский свет», где были отмечены лучшие педагоги образовательных учреждений

В конкурсе «Православный учитель» от благочиния Арзамасского района победителем 1 степени стала учитель начальных классов высшей категории Мотовиловской средней школы С.В. Купряхина, представившая на конкурс методическую разработку урока «Православный январь». Мы попросили Светлану Вячеславовну рассказать о целях, задачах и особенностях преподавания предмета «Основы православной культуры», который она ведёт в четвёртых классах в соответствии с образовательной программой младших школьников вот уже седьмой год.

Я твёрдо убеждена, – говорит Светлана Вячеславовна, – что предмет «Основы православной культуры» очень важное звено в образовательном процессе. Он формирует ядро личности ребёнка, благотворно влияет на все стороны взаимоотношений его с миром, на его этическое и эстетическое развитие, гражданскую позицию, отношение к семейным ценностям, эмоциональное состояние.

Но, к сожалению, на этот предмет выделен всего один час в неделю. Это, на мой взгляд, очень мало. Что может сделать простой учитель за один час в условиях почти тотального и круглосуточного потока информации, направленной на размытие вообще всяких моральных и нравственных ценностей?

Поэтому четвертый год во внеурочной деятельности как учитель курса «Основы религиозной культуры и светской этики» я веду ещё группу воскресной школы для детей 9–12 лет при поддержке и по благословению помощника по образованию и катехизации благочинного округа Арзамасского района протоиерея Льва Бушуева, настоятеля храмов в селах Мотовилове и Вторусском.

Работаю по программе для младшего и среднего школьного возраста автора Г. Алексеевой «Нравственное воспитание на основах православия», которая рассчитана на три года. В ходе курса рассматриваются такие темы, как «Совесть», «Душа человека», «Грех», «Духовный мир», «Семья», «Родина», «Радость», «Священное писание» и другие. Темы православия и светской жизни пересекаются друг с другом, одна выходит из другой. Занятия мы начинали проводить в храме, а сейчас проводим в школе, поскольку в этом году в школе открылась православная комната.

Готовимся к праздникам Пасхи, Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы, выступаем перед прихожанами в храме, перед учащимися и учителями. Замечательно то, что взрослые (родители, бабушки, дедушки, друзья) с удовольствием приходят на наши праздники. А после этого многие начинают посещать церковь, интересоваться вопросами православной веры.

Что собой представляет ваша методическая разработка, ставшая победительницей конкурса?

«Православный январь» – это урок-проект, который является итогом совместной работы детей, их родителей, педагога. На нём учащиеся защищали свои проекты – рассказы о праздниках января с помощью творческих работ: инсценировок, сочинений, рисунков, поделок, выпечки. Урок получился живым, познавательным, ярким. Кстати, использовать такую форму проведения занятий можно по любому предмету.

«Основы православной культуры» – предмет особый, на нём не только и не столько, наверное, важно дать знания по той или иной теме, сколько коснуться тонких струн души ребёнка. Какой метод здесь срабатывает наверняка?

Очень интересно проходят занятия, когда применяю такой метод, как «Мой личный дневник» по заданной теме, например: «Что меня сегодня огорчило?», «Почему я поступил так?», «Что бы я изменил в себе...» А так как это личный дневник, дети пишут откровенно, мы договорились: если ребёнок не захочет, читать его записи не будем. Делая записи, дети в это время переосмысливают многие свои поступки, прорабатывают различные ситуации. Некоторые делятся со мной чем-то сокровенным. Это очень важно. Стараюсь не потерять их доверие, осторожно помочь разобраться в волнующих их вопросах.

Для того чтобы стать преподавателем «Основ православной культуры», нужно пройти специальные курсы. А если человек неверующий, будет ли толк от такого преподавания?

Одних знаний недостаточно. Невозможно передать любовь к своей культуре, если не ощущаешь себя её частью, если не живёшь её ценностями, не чувствуешь её красоты. Поэтому атеист или человек, равнодушный к вере предков, не может привить уважение к религиозным традициям своего народа. В лучшем случае дети останутся безучастными, а КПД от такого преподавания будет нулевой. Конечно, могут быть и исключения. Но, думаю, такое бывает нечасто.

 

12 Фев 2019
Фото из архива Мотовиловской школы.