В Нижегородской духовной семинарии состоялась конференция «Фаворский свет», где были отмечены лучшие педагоги образовательных учреждений
В конкурсе «Православный учитель» от благочиния Арзамасского района победителем 1 степени стала учитель начальных классов высшей категории Мотовиловской средней школы С.В. Купряхина, представившая на конкурс методическую разработку урока «Православный январь». Мы попросили Светлану Вячеславовну рассказать о целях, задачах и особенностях преподавания предмета «Основы православной культуры», который она ведёт в четвёртых классах в соответствии с образовательной программой младших школьников вот уже седьмой год.
– Я твёрдо убеждена, – говорит Светлана Вячеславовна, – что предмет «Основы православной культуры» очень важное звено в образовательном процессе. Он формирует ядро личности ребёнка, благотворно влияет на все стороны взаимоотношений его с миром, на его этическое и эстетическое развитие, гражданскую позицию, отношение к семейным ценностям, эмоциональное состояние.
Но, к сожалению, на этот предмет выделен всего один час в неделю. Это, на мой взгляд, очень мало. Что может сделать простой учитель за один час в условиях почти тотального и круглосуточного потока информации, направленной на размытие вообще всяких моральных и нравственных ценностей?
Поэтому четвертый год во внеурочной деятельности как учитель курса «Основы религиозной культуры и светской этики» я веду ещё группу воскресной школы для детей 9–12 лет при поддержке и по благословению помощника по образованию и катехизации благочинного округа Арзамасского района протоиерея Льва Бушуева, настоятеля храмов в селах Мотовилове и Вторусском.
Работаю по программе для младшего и среднего школьного возраста автора Г. Алексеевой «Нравственное воспитание на основах православия», которая рассчитана на три года. В ходе курса рассматриваются такие темы, как «Совесть», «Душа человека», «Грех», «Духовный мир», «Семья», «Родина», «Радость», «Священное писание» и другие. Темы православия и светской жизни пересекаются друг с другом, одна выходит из другой. Занятия мы начинали проводить в храме, а сейчас проводим в школе, поскольку в этом году в школе открылась православная комната.
Готовимся к праздникам Пасхи, Рождества Христова, Покрова Пресвятой Богородицы, выступаем перед прихожанами в храме, перед учащимися и учителями. Замечательно то, что взрослые (родители, бабушки, дедушки, друзья) с удовольствием приходят на наши праздники. А после этого многие начинают посещать церковь, интересоваться вопросами православной веры.
– Что собой представляет ваша методическая разработка, ставшая победительницей конкурса?
– «Православный январь» – это урок-проект, который является итогом совместной работы детей, их родителей, педагога. На нём учащиеся защищали свои проекты – рассказы о праздниках января с помощью творческих работ: инсценировок, сочинений, рисунков, поделок, выпечки. Урок получился живым, познавательным, ярким. Кстати, использовать такую форму проведения занятий можно по любому предмету.
– «Основы православной культуры» – предмет особый, на нём не только и не столько, наверное, важно дать знания по той или иной теме, сколько коснуться тонких струн души ребёнка. Какой метод здесь срабатывает наверняка?
– Очень интересно проходят занятия, когда применяю такой метод, как «Мой личный дневник» по заданной теме, например: «Что меня сегодня огорчило?», «Почему я поступил так?», «Что бы я изменил в себе...» А так как это личный дневник, дети пишут откровенно, мы договорились: если ребёнок не захочет, читать его записи не будем. Делая записи, дети в это время переосмысливают многие свои поступки, прорабатывают различные ситуации. Некоторые делятся со мной чем-то сокровенным. Это очень важно. Стараюсь не потерять их доверие, осторожно помочь разобраться в волнующих их вопросах.
– Для того чтобы стать преподавателем «Основ православной культуры», нужно пройти специальные курсы. А если человек неверующий, будет ли толк от такого преподавания?
– Одних знаний недостаточно. Невозможно передать любовь к своей культуре, если не ощущаешь себя её частью, если не живёшь её ценностями, не чувствуешь её красоты. Поэтому атеист или человек, равнодушный к вере предков, не может привить уважение к религиозным традициям своего народа. В лучшем случае дети останутся безучастными, а КПД от такого преподавания будет нулевой. Конечно, могут быть и исключения. Но, думаю, такое бывает нечасто.