1 апреля исполнится три года, как герой нашей публикации стал генеральным директором Арзамасского хлебокомбината. Молодой руководитель очень быстро набрал обороты, у руля крупного предприятия почувствовал себя, как в своей тарелке, на вопросы представителей СМИ со страниц газет отвечал грамотно и очень уверенно, а значит, вполне оправданно обратил на себя внимание читателей «Арзамасской правды».
Поэтому в нашем сегодняшнем разговоре мы слегка отступили от традиционных (рабочих) тем и задали собеседнику ряд личных и философских вопросов.
– Владимир Алексеевич, последняя наша с вами беседа была в 2018 году. Поэтому давайте вначале поговорим о хозяйственной деятельности прошлого года и достигнутых результатах?
- Это был самый сложный год в моей трудовой деятельности на предприятии. Мы столкнулись с невероятными трудностями и получили отрицательный финансовый результат, хотя изначально никаких предпосылок к этому не было. В 2017 году, когда Россия получила рекордный урожай зерна, мы решили, что резких скачков цен на муку не будет, и слегка успокоились. Однако в в 2018 году мука подорожала аж на 80 процентов. В итоге только на муке мы потеряли 40 миллионов рублей. Себестоимость продукции выросла на 25 процентов, а хлеб мы подняли только на 10 процентов (5% – июль 2018 года и 5% – февраль 2019 года). Сложившуюся ситуацию восприняли очень болезненно и эмоционально, но руки не опустили. В условиях кризиса наоборот надо активно действовать. Да, мы пошли на экстренные меры, оптимизировав фонд оплаты труда и приостановив действие тех или иных программ развития. В частности, зарплата у рабочих понизилась на 10 процентов (но ее мы скорректировали только в январе-феврале). Конечно, это негативно повлияло и на коллектив, и на меня лично. Пришлось встречаться с людьми, проводить разъяснительную работу с ними, доказывать, что проблема эта носит временный и внешний характер. Также укрепили коммерческую службу, произвели там кадровые перестановки, поставив перед сотрудниками серьезные амбициозные задачи.
– Многие ваши коллеги в кризисные времена снижают расходы, то есть заменяют натуральные ингредиенты искусственными, низкосортными. Насколько это выход для хлебопеков?
– Это не выход, а утопия да и решение, небезопасное для потребителей. Мы никогда на это не пойдем. Наоборот, нами принято другое – стратегически верное, на мой взгляд, решение – об увеличении продаж и усилении конкурентных преимуществ (это качество продукта, его свежесть, сохранение свойств на протяжении всего срока хранения и так далее). Честно признаться, конкурентными преимуществами я стал заниматься только в середине 2018 года. В 2016-2017 годах все свои финансовые ресурсы мы направляли на модернизацию производства, несколько ослабив маркетинг. На сегодняшний день кардинально изменено качество хлеба ржаного, батона нарезного и диетических хлебов. Теперь мы используем натуральные закваски и даже изменили под эти цели технологию производства. Уверяю вас, контроль за качеством изделий у нас сейчас на очень высоком уровне.
– Давайте поговорим о плюсах. Несомненно, они тоже есть.
– У нас увеличилась продажа сдобных, слоеных изделий. Отмечен прирост кондитерской продукции на 45 процентов. На фоне падения продаж традиционных хлеба и батона растут продажи хлебов с более интересной рецептурой. Выросли объемы реализации в Саранске и Нижнем Новгороде. Программа обновления ассортимента является для нас приоритетной. Благодаря ей на рынок в 2019 году выйдут наши новинки: тостовые, порционные хлеба, а также слоеные изделия с гастрономическими начинками (последнего продукта нет ни у кого, это наше ноу-хау, к нам даже коллеги из Татарстана приезжали перенимать опыт). Уверен, новое изделие станет очень популярным среди населения.
– Несколько слов о постной продукции. Сейчас это важно, идет Великий пост...
– Мы полностью соответствуем веяниям времени и придерживаемся всех традиций. Постная продукция под нашим логотипом присутствует в ассортименте. У нас даже есть постные торты и два вида постных пирожных. В этом году мы хотели постные изделия упаковать в специальную промаркированную упаковку, но не успели. В будущем году исправимся.
– Коснемся и встречи светлого Христова Воскресения. Чем удивите потребителя, может, новыми куличами?
– Объем выпуска куличей планируем увеличить на 20 процентов и расширить географию их продаж (они уедут у нас в Саранск и Нижний Новгород). В этом году мы предложим потребителям куличи с новой, улучшенной, рецептурой. Поэтому ждем откликов от покупателей, чтобы в 2020 году довести рецептуру до совершенства.
– Есть ли у вас на предприятии программы лояльности? Как вы добиваетесь того, чтобы клиенты любили ваш завод?
– Мы никогда не отказываем сетевым партнерам в проведении промо-акций. Наш желтый ценник висит почти в каждом магазине определенный период времени. Объем продаж по желтому ценнику почти в два раза превышает обычные продажи. Это говорит о том, что ради клиента мы идем на определенные затраты и не жалеем об этом. Лишь бы потребитель был доволен и оставался с нами.
– Рассерженный потребитель, который не просто повернулся и ушел, а обратился с жалобой – это ценный источник информации для компании. Есть ли у вас канал сбора отрицательных отзывов?
– Чем больше нас критикуют, тем эффективнее мы работаем. Прямо скажу, не одна жалоба не остается без ответа. Я лично просматриваю каждое обращение. Мы открыты и доступны для потребителя. У нас есть сайт, группа в ВК, все телефоны указаны в нашей рекламе. Звоните, пишите, вносите предложения, будем вам признательны и благодарны.
– Владимир Алексеевич, что год текущий вам готовит?
– Исправление ошибок. Чтобы улучшить ситуацию прошлого года, требуется время. Самое главное – мы понимаем свои просчеты, видим слабые стороны и знаем, как это изменить. Поэтому скажу прямо: мы – на пути к успеху!
– Вы – один из редких руководителей, которые поддерживают профсоюз. Чем он вам импонирует?
– Скажу вам больше – я сам являюсь членом профсоюза. И вообще у нас все работники стопроцентно состоят в профсоюзе. Он финансируется на 16 процентов за счет членских взносов, а на 84 процента – за счет средств хлебокомбината. И поэтому когда я слышу фразу «Профсоюз защищает интересы рабочих», мне становится смешно! Защищает от кого? Кто на 84 процента его финансирует?! Профсоюз помогает нам в решении сложных вопросов. Раз в месяц я выступаю перед ними на профсоюзном собрании, рассказываю о проблемах, задачах и прошу их предложений по решению тех или иных вопросов. А когда есть обратная связь, взаимообмен, когда профсоюз и руководство на одной волне, трудовая деятельность становится эффективнее и результативнее. Наш профсоюз помогает пенсионерам, матерям-одиночкам, детям сотрудников (это новогодние подарки, билеты на представления, организация культурно-спортивных мероприятий). Думаю, это приятно не только нам, но и им.
– Что в жизни вы делаете иначе, нежели другие люди?
– Всё (улыбается). Я смотрю непопулярные фильмы, слушаю непопулярную музыку, предпочитаю как путешественник посещать непопулярные направления (например, север Пермского края). У меня очень узкий круг общения. В семье и в работе я нахожу всё, что просит моя душа.
– Все говорят «Вот придет время». А время, к сожалению, только уходит. Ваше отношение к этому ресурсу?
– Ни день, ни час, ни миг не повторится. Когда-то мне моя мама сказала, в жизни много чего повторяется, кроме маленьких детей. Они быстро вырастут и улетят из родительского гнезда. Поэтому я стараюсь ценить время. И сейчас, несмотря на колоссальную его нехватку, я достаточно времени провожу с сыновьями, стараясь запоминать каждый фрагмент их жизни. У меня даже есть мечта написать книгу под названием «Отец двоих детей».
– Какими философскими открытиями вы хотели бы поделиться с арзамасцами?
– Дай Бог, чтобы в гонке за хлебом насущным
Мы не гасили в наших душах свет,
Не забывали любоваться небом.
А остальное – суета сует...
В. А. Крайнов родился 12 октября 1983 года в семье машиностроителей. Учился в школе № 11. Детство проводил в деревне, поэтому не понаслышке знает, что такое деревенский уклад и настоящий русский каравай. Выпускник Арзамасского автомеханического техникума и высшей школы экономики по специальности менеджмент (Н. Новгород). Трудовую деятельность начал в 2003 в ЗАО «Арзамасский хлеб» в качестве специалиста по маркетингу. Ну а потом пошел резко вверх по карьерной лестнице: начальник отдела маркетинга – коммерческий директор – первый заместитель генерального директора – генеральный директор ЗАО «Арзамасский хлеб» (с 1 апреля 2016 года). Член партии и член политсовета местного отделения «Единой России». Женат. Жена Ольга Александровна – специалист отдела кадров ЗАО «Арзамасский хлеб». Они воспитывают двоих сыновей Максима и Владимира 9 и 3 лет.
В. А. Крайнов называет себя человеком «не от мира сего». Всего себя отдает только работе и семье. Имеет минимальное количество друзей и предпочитает «нужным» вечерним тусовкам прогулку в парке с детьми в свободное от работы время. За это его многие в шутку критикуют, дескать, не на «лошадках» надо кататься, а восседать в кресле генерального директора и день, и ночь. Но у него свой взгляд на эту жизнь.