«Чем успешнее предприятие, тем больше у него проблем»

В. А. Крайнов
Первый заместитель генерального директора ЗАО «Арзамасский хлеб»

Закончился еще один трудовой год для руководства и коллектива ЗАО «Арзамасский хлеб». Год крайне сложный, напряженный и плодотворный одновременно. Ведь там, где трудности и испытания, там всегда новые возможности и трамплины для покорения самых высоких вершин. Руководство предприятия давным-давно руководствуется этой философией, отсюда и высокая производительность труда, хорошие результаты по итогам года, широкий ассортимент, постоянное его обновление и многие другие достоинства.

Несмотря на экономическую лихорадку и серьезные внешнеполитические процессы, связанные с изоляцией России, в 2015 году на хлебокомбинате не разводили руками и не жаловались на трудности, а продолжали заниматься делом, достойно конкурировать, «колдовать» в производственно-технологической лаборатории над инновациями, выполнять план и делать всё возможное для дальнейшего развития, процветания предприятия в условиях жесткой конкуренции, выполняя при этом свою основную задачу – обеспечение покупателей свежей хлебобулочной и кондитерской продукцией, которая соответствует высоким стандартам качества, изготовлена из натуральных компонентов, обладает прекрасными вкусовыми характеристиками и имеет красочный современный дизайн упаковки. Так начался наш разговор по итогам года с первым заместителем ЗАО «Арзамасский хлеб» В. А. Крайновым.

– Владимир Алексеевич, оцените уходящий 2015 год для ЗАО «Арзамасский хлеб». Чем он особенно запомнится коллективу?

– Год принёс немало новых событий, многие из них достаточно печальны. Активность развития внешнеполитических процессов удивляет. События очень стремительно развиваются и порою непросто проанализировать их суть и следствие. В экономике государства, в том числе и по причине внешних факторов, также происходят изменения, которые не могли не повлиять на деятельность производства. Для ЗАО «Арзамасский хлеб» год прошёл, я считаю, нормально. Совсем немного нам не хватило до 100-процентного выполнения плана по объёму реализации выпускаемой продукции. В 2015 году мы развивали новые рынки, а по существующим рынкам продажи удовлетворяли наши потребности. Среди новых реализованных проектов 2015 года основным стала «Конвейерная система движения готовой продукции».

– Самое удивительное ваше изделие (хлебобулочное и кондитерское), которое народ хвалит, благодарит, быстро разбирает с прилавков и на которое спрос превышает предложение?

– Система качества отслеживает все наши минусы и плюсы. Одним из показателей качества является спрос. Устойчивый рост мы наблюдаем по батонам, слоёным изделиям и диетической категории. Стараемся уделять внимание и «падающим» позициям. Это важно для выстраивания ассортиментной политики в будущем и анализа слабых сторон продукта. Например, спрос на классический ржаной хлеб на 3–5 процентов падает ежегодно, но если посмотреть на динамику наших коллег, как на Нижегородчине, так и в других регионах, то мы наблюдаем куда более негативную ситуацию. Что-то растёт, что-то  падает, это «живая» динамика ассортимента. 

– В какое время года народ больше всего потребляет хлеба и кондитерской продукции?

– По хлебобулочным изделиям динамика стабильная на протяжении всего года. Но небольшой рост потребления наблюдается все же в период августа-октября. Минимальные продажи зафиксированы нами в январе. По кондитерским изделиям сезоном наибольших продаж являются предпраздничные периоды, но в целом сентябрь-апрель. Например, потребление тортов в Новый год и Пасху увеличивается в 10 раз.

– С каким видом продукции вы успешнее всего выходите на рынок?

– Это категории батонов, диететических позиций, слоёных изделий и тортов. В последние годы мы активно осваиваем Нижний Новгород и Саранск. В этих городах мы закрепились благодаря именно этому ассортименту. Территории все разные и специфика спроса довольно сильно отличается. В Мордовии, например, слабо реализуются наши новые разработки. Там потребитель достаточно консервативен и предпочитает употреблять в пищу традиционные сорта хлеба, привычные его вкусу.

– Каким цивилизованным образом пытаетесь вытеснять с арзамасского рынка продукцию конкурентов?

– Во-первых, иных способов мы не используем. Единственным вариантом по этой теме является формирование характеристик продукции, которые обеспечивают её спрос. Покупателям нужны свежесть, отменные вкусовые качества, приемлемая цена, презентабельный (аппетитный) внешний вид и упаковка. Торговым точкам – хорошие продажи приобретаемого ими товара. Но, согласитесь, помимо этого важно обеспечивать качественное обслуживание, правильно говорят в народе, что товар надо показывать лицом. Немаловажными факторами успешных продаж являются и своевременная доставка, оперативный и качественный прием заказа.

– Расскажите о кадровой политике компании. Есть ли у вас дефицит молодых специалистов? Насколько вообще квалифицирован персонал?

– Все штатные единицы предприятия полностью укомплектованы. Дефицита молодых специалистов мы не имеем. Средний возврат сотрудников предприятия – 38 лет. Треть персонала – в возрасте 20–30 лет. Работа на производстве, на складах готовой продукции и доставке очень интенсивная. Как-то так сложилось у нас, что молодёжи проще приспосабливаться к имеющейся высокой интенсивности труда. Сотрудников, занятых на специфичных участках, мы обучаем. Но проблемы по некоторым должностям все же имеют место быть, мы это отлично понимаем и их непременно разрешим.

– Есть ли у вас установка на поддержание дифференцированной оплаты труда за счет увеличения зарплаты высококвалифицированным сотрудникам? И как вы вообще относитесь к этому процессу?

– В некоторых подразделениях внедрена и успешно действует так называемая «KPI-мотивация». Мы относимся к этому положительно. Она помогает открыть потенциал сотрудника. Сложностью этой темы является более скрупулёзный учёт план-фактных показателей. По каждому центру ответственности необходимо определять свой индивидуальный план и, соответственно, оценивать.  Данных формируется довольно много. Система хороша ещё и тем, что она предельно прозрачна. Сотрудник чётко понимает, за какие результаты он получает стимулирующие выплаты. Возрастает и ответственность руководителя подразделения за обоснованность выставления плановых показателей.

– Как оцениваете дальнейшие перспективы ЗАО «Арзамасский хлеб»? Есть ли повод для оптимизма?

– Повод для оптимизма есть всегда. Мы, например, уверены, что чем успешнее предприятие, тем больше у него трудностей и проблем. Главное – видеть их, понимать и своевременно их разрешать. Что мы, собственно, и делаем.

Что касается перспектив, мы спланировали направления деятельности предприятия на основе внешних и внутренних факторов. Кардинально изменить происходящие вокруг нас неординарные события – задача невыполнимая. В деятельности любого предприятия есть, конечно же, и внутренние резервы, но которые далеко не всегда получается использовать. В целом мы настроены оптимистично, несмотря на всевозможные катаклизмы, кабальные условия ведения бизнеса и недобросовестную (порой) конкуренцию.

– 2016-й год явится для предприятия годом активного роста или удерживающих позиций?

– В этом году активного развития рынков не планируем. Да, сосредоточимся, пожалуй, на удержании позиций, за исключением Нижнего Новгорода и Саранска – там нами запланировано увеличение реализации на 20 процентов по отношению к 2015 году.

Мы неоднократно указывали на проблематику именно доходности производства. Объём производства сегодня – не самый приоритетный вопрос ввиду его устойчивого наличия. Наверное, у каждого работодателя есть желание создавать продукт из качественного сырья и высокопрофессиональным персоналом с высоким уровнем оплаты труда и его безопасными условиями (да еще и с применением надёжного оборудования). И это не может не влиять на рентабельность при условии высокой зависимости от цены рынка. Окупить высокие затраты при ориентировании на цены конкурирующих производств, не преследующих цели выпуск продукции по высоким стандартам, невозможно.

– Читатели интересуются, цены на хлеб поднимутся уже в январе? В декабре 2015 года на страницах «АП» вы говорили о грядущем повышении цен на хлеб в 2016 году…

– Пока ситуация по ценам на муку стабильная, хотя мукомольные компании заявляют о дефиците запасов зёрна. Стабильность цен не касается остальной номенклатуры. Все же подорожание идёт и по материалам, и по сырью. В первом квартале повышения, по нашим прогнозам, не ожидается. Если мука и вырастет резко в цене в январе-феврале, то цены мы сможем поднять только с апреля.

– Поговорим о ваших новых разработках. Чем порадуете потребителей в 2016 году? Будут ли производиться вами так любимые в народе восточные сладости?

– График выхода новинок утверждён и находится в стадии реализации. К сожалению, мы не можем разглашать данные по его содержанию. Скажу лишь, что работа ведётся основательная и мы ожидаем хороших продаж от наших новых разработок. Что касается новых категорий ассортимента, то мы не ориентированы на «распыление» ассортимента, так как это ведёт к увеличению накладных расходов, которые не всегда получается окупить. Чем шире ассортимент, тем сложнее им управлять.

Категория, о который вы упомянули, довольно специфична и серьёзным образом представлена на рынке производителями Республики Татарстан. У нас отлично налажены производство и реализация хлебобулочных изделий, тортов и пирожных – этого для нас пока достаточно.

 

 

15 Янв 2016