Учи дитя, пока лежит поперёк лавки...

О роли наставника в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних шёл разговор на совещании в администрации района, которое вела заместитель главы администрации по социальной политике В.И. Лёзова.

Движение наставничества зародилось в Арзамасском районе. Именно здесь 16 лет назад впервые четверо взрослых взяли на себя по доброй воле ко всем прочим заботам в летнее время дополнительную нагрузку – привлекли к себе детей из неблагополучных семей, стали осуществлять контроль за их поведением, постарались занять полезными делами. И этот почин, поддержанный руководством района, имел успех. Дети, за которыми были закреплены наставники, не только не допускали правонарушений, но и становились активными участниками турпоходов, концертов, трудовых десантов. Этот опыт был подхвачен в Нижегородской области. Межведомственный подход к организации летней занятости детей и подростков (участие в летней кампании всех структур местной власти) также всегда давал положительные результаты и являлся примером для других районов. Однако, несмотря на отлаженную систему в работе по предупреждению преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, в минувшем году в Арзамасском районе произошёл их рост. Возможно, это связано с миграционными процессами, с приездом в сёла района новых семей, тем не менее, факт остаётся фактом.

Участники совещания поставили задачу определить основные методы работы наставников с детьми, найти болевые точки и пути решения возникающих проблем. Опытом работы в качестве наставников поделились педагоги А.В. Комшилин (Слизневская школа), А.А. Яцковская (Казаковская школа), Т.Б. Земскова (Шатовская школа), руководитель молодёжного объединения «Контраст»  В.В. Борисова. Предложения  о развитии наставничества высказали начальники управлений образования Н.И. Сивкова, соцзащиты населения –Р.В. Горбачёв, культуры и туризма – Н.В. Кочешкова.

Выводы, сделанные участниками совещания, сводились к следующему. Подростки в своих семьях (также и в школах) нередко испытывают дефицит авторитетного мужского влияния, им не хватает мужского твёрдого совета, поддержки, понимания, поэтому к роли наставников надо привлекать больше мужчин. Самое главное: общение с детьми не должно быть формальным, нужно уметь достучаться до сердца ребёнка, стать его другом, для этого можно использовать не только личные встречи, но и разговор через интернет, например. На первом же месте в формуле успешной работы с трудными подростками стоит их занятость, если ребёнок увлечён интересным делом, ему некогда думать о дурном.

И ещё важный момент в профилактике правонарушений, о котором в очередной раз напомнила В.И. Лёзова: нужно с младых ногтей воспитывать в детях устойчивое неприятие негативного. Уже в детском саду, в начальной школе детям из неблагополучных семей следует уделять самое пристальное внимание, не ждать, когда они подрастут и станут неуправляемыми, тогда и хлопот с перевоспитанием, усилением контроля за ними в подростковом возрасте не понадобится.

 

 

 

5 Апр 2016