«Я люблю, когда мой кофе черный, а утро – светлое»

И. А. Алисова
Актриса Арзамасского драматического театра
Актриса Арзамасского драматического театра И. А. Алисова

Актриса с удивительно скромным взглядом на мир, она сразу же отметает все вопросы о славе, популярности и актерской похвале, подчеркивая, что всё это мишура. Позитивная, светлая, добрая, она подкупает искренностью, сердечностью и простотой. Родившись в день Веры, Надежды, Любови, считает свою жизнь чудесной и богатой на нечаянные радости и неожиданные повороты. В «копилке» ее жизни – не только заслуги, награды и достижения, но и неудачи, просчеты, ошибки, исправляя которые, она училась и познавала мир и людей с разных сторон. Ирина Альбертовна Алисова...

Поводом к нашей встрече с известной актрисой Арзамасского драмтеатра стал ее юбилей как отправная точка нового качества жизни.

Ирина Альбертовна, отмечая столь значимую дату, к какому главному жизненному выводу вы пришли?

На юбилее меня спросили, мол, пришел бы сейчас волшебник и подарил волшебную палочку, вернулись бы в молодость? Я дала отрицательный ответ и нисколько при этом не кокетничала. Жизнь человеческую я сравниваю с виноградом: сначала его срывают, кидают в чан, настаивают, пытаясь получить хорошее вино. И чем дольше выдерживают, тем ароматнее и вкуснее напиток. Так и человек: в молодости жизнь бурлит и кипит, человека обуревают страсти, и только в зрелом возрасте он начинает ощущать вкус и аромат жизни. Я всегда искала в жизни равновесия и, наконец, нашла.

Вы проработали в Арзамасском драмтеатре почти 20 лет. Какое главное его достоинство вы сегодня бы особенно выделили?

Это удачно подобранный конгломерат в составе режиссера А. Я. Кулиева, творческая и жизненная энергия которого бьет ключом, талантливой труппы артистов и директора театра М. В. Швецовой (человек на своем месте, руководитель жесткий, но при этой необыкновенно человечный, отзывчивый). Вместе мы – сила, всегда слышим и слушаем друг друга, являемся творческой командой, которая всегда идет к единой высокой цели. И в смысле этого удачно созданного союза нашему драмтеатру необыкновенно повезло.

Вы легкий на подъем человек?

Более чем. Особенно если это касается путешествий, отдыха на природе и всевозможных пикников. А потом – мы с мужем часто в жизни переезжали в разные города и всегда принимали решение оперативно, легко и радостно.

Что лучше всего наполняет после полного опустошения?

Чтение художественной литературы, где можно найти мудрые ответы на все жизненные головоломки.

Какая внутренняя работа стоит за созданием актёрского образа? Легче играть героя, который похож на вас или знакомых?

Раньше, в молодости, я работала над образом через призму собственного восприятия (то есть пыталась ставить себя в описанные сценарием обстоятельства и представлять, как бы я из всего этого выходила). А однажды даже сравнила одну из героинь со своей мамой и сразу стало легче понять ее и принять. Несколько лет назад подходы к творчеству изменились. Я как профессиональный психолог стала изучать характеры героинь и лепить их образ внешний и внутренний без субъективизма. А еще я всегда слушаю режиссера и на расписанную им концепцию начинаю накладывать свои краски.

Вам под силу любые роли?

Теперь уже да. Наработан большой профессиональный опыт и нет непосильных для тебя задач, хотя... нет пределов совершенства. Роли мне удаются совершенно разные: я играла Софию в спектакле «Песни для детей старшего возраста» (она – энергичная, бесшабашная, заводная). В «Вечере» моей героиней стала степенная, чистая, бесхитростная Ганна (она и напомнила мне маму, таких людей я называю «соль земли», «Земля-матушка»). В «Дядюшкином сне» я воплощаю на сцене образ Паскудиной (главной сплетницы в стае).

Говорят, бывших актеров не бывает. Вы и в жизни играете?

Раньше по молодости играла. А сейчас я такая, какая есть. Театра мне хватает на сцене. В жизни сегодня я ценю совершенно другие вещи – семью, близких, друзей. С годами я ответила на мучивший меня вопрос о смысле жизни и поняла, что мы живем для того, чтобы научиться любить. Не случайно говорят, у любви есть один глагол – отдавать. Вот отдавать-то я и научилась, не случайно разлюбила ходить в гости, мне нравится принимать гостей у себя и дарить им все свое внимание.

А еще вы стали лучшей в мире бабушкой...

Вы абсолютно правы. Мой внук Игорёк – Богом мне данный, моя радость и утешение. Мы с ним с полуслова, полувзгляда понимаем друг друга и всегда на одной волне.

Какая зрительская реакция была для вас наиболее поразительной?

Вы, наверное, имеете в виду овации, аплодисменты и подарки?! Я к этому равнодушна. Меня волнует зритель только в смысле усвоенного им урока: если он вышел из театра и воскликнул, а ведь героиня (герой) поступили очень плохо, я так делать не буду, значит мы, актеры, не зря работаем и не напрасно топчем эту землю (улыбается).

Какой вы видите свою жизнь через 20 лет?

Очень люблю море. Через 20 лет я вижу себя проживающей в домике на Черноморском побережье и наблюдающей, как меняется море в разное время года.

У каждого человека есть настоящие друзья. А есть ли у вас настоящие враги?

Если только у них есть я (смеется). У меня врагов точно нет. Мы пришли сюда, повторяю, научиться любить, а не врагов себе наживать и упиваться победами над ними. Жизнь – бумеранг и обязательно вернет тебе же посланное тобою зло.

На какой бы вопрос вам хотелось ответить, но вам его никогда не задают?

С какими словами вы хотели бы обратиться к своему зрителю? Можно я сразу же на него и отвечу?! Театр – это колодец в пустыни с живой водой. Туда идет зритель как к святому источнику, чтобы утолить жажду духовную. Так вот – пока вы ходите в театр и черпаете из него воду, колодец не пересохнет.

У вас, наверное, сильная энергетическая связь со зрителем.

Даже очень. Магия нашей профессии заключается в том, что когда ты искренне играешь на сцене, не фальшивишь перед зрителем, то посылаешь ему некий жизнеутверждающий импульс, а тебе возвращается 300 импульсов в ответ. Это колоссальная подпитка в творчестве и истинное вдохновение.

Книга и фильм, с которыми должен быть знаком каждый?

Это стихи в прозе И. С. Тургенева (у меня это настольная книга, но не на каждый день, а в моменты философского настроения). Советую прибегать к ней время от времени, сразу почувствуете, как стали выше, чище и духовнее. А из фильмов рекомендую «Кин-дза-дза» (там необычная игра актеров, замечательный сюжет, талантливая постановка).

Какая концепция искусства вам ближе: искусство как удовольствие, как образ жизни или как воспитатель человеческих душ?

Конечно, вариант номер три. Хоть Иосиф Сталин и называл инженерами человеческих душ писателей, актеры тоже к ним относятся в каком-то смысле. Мы вскрываем общественные пороки, высмеиваем чванство, бюрократизм, учим отличать оригинал от фальши и подделки. Правильно Владимир Маяковский говорил: «Театр – не отображающее зеркало, а увеличительное стекло».

Кого вы мечтали сыграть, но так и не сыграли?

В молодости мечтала поработать над образом леди Макбет Мценского уезда. Сейчас я ее не сыграю не только в силу возраста, но еще и переоценки ценностей (уж больно много там кровавых сцен).

Кроме актёрской профессии находите ли вы какие-то иные применения своим талантам?

Было время, писала стихи, причем пророческие (многие сюжеты сбывались). Занимаюсь разведением цветов, хочу, чтобы везде было красиво. Есть у меня и некий кулинарный талант (честно скажу, готовлю с душой).

Ирина Альбертовна, в век интернета каковы перспективы театра и актёрского творчества?

Театр жил, жив и будет жить. В Библии говорится, надо уметь отличать зерна от плевел. Так вот театр – это зерна. Что касается актерского ремесла, соглашусь с высказыванием Дени Дидро, который утверждал: «Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр».

О собеседнице

И. А. Алисова родилась в Самарканде. Выпускница театральной студии при Самаркандском театре и Узбекского государственного университета по специальности психология. Вынужденно покинула Узбекистан в результате развала СССР в 1994 году (когда начались гонения на русских) и переехала в г. Бугуруслан Оренбургской области. Какое-то время играла в местном провинциальном театре, но душа актрисы находилась там в тяжком томлении.

В 1997 году по приглашению друзей из Арзамаса А. П. Юшкова и В. Я. Бабакова переехала в Арзамас (в театре драмы тогда было вакантно место заведующего постановочной частью, ее и возглавил муж нашей героини). А она со временем гармонично влилась в трупу арзамасских актеров.

Замужем. Муж Виктор Константинович возглавляет семейный бизнес (грузоперевозки). Дочь Ольга – водитель большегруза и деловой партнер отца. Имеет внука Игоря 12 лет.

 

 

Фото Н. Чуркина
14 Окт 2016