Главная стратегическая задача во все времена – сохранение предприятия любой ценой

М.А. Лунин
Генеральный директор ООО «КомТехМаш»
Генеральный директор ООО «КомТехМаш» М. А. Лунин

Малый и средний бизнес представлен везде, особенно в развитых странах. Это целый мир, динамично меняющийся по составу, сферам деятельности, стандартам поведения и внутренней культуре. Ярким представителем малого и среднего бизнеса на территории Арзамасского района является предприятие «КомТехМаш», специализирующееся на выпуске запчастей для коммунальной техники. И пусть находится оно в Абрамове, но известно всем российским регионам и даже ближнему зарубежью, где достойно представляет свою фирменную конкурентоспособную продукцию, имеет громкое имя и восьмилетний опыт, которые «работают» на имидж и успех компании.

 В преддверии новогодних торжеств мы встретились с руководителем ООО «КомТехМаш» М. А. Луниным, чтобы подвести предварительные итоги годовой деятельности предприятия и пофилософствовать о вечном и сиюминутном. Дело в том, что герой нашей публикации недавно отметил свой сорокалетний юбилей – в его жизни наступило время, когда человеку открывается мир с другой стороны, происходит переоценка ценностей, проявляются мудрость, опыт, но молодость еще в самом разгаре и можно горы свернуть.

– Михаил Алексеевич, вначале немного пофилософствуем. Как вы считаете, сегодняшний мир мужской или женский?

– Скорее женский, чем мужской. По крайней мере, всё к этому идет. И мне очень жаль. Я сторонник патриархата, не могу спокойно смотреть, как стираются границы между полами, происходит некая ротация мужчин и женщин, когда представительницы слабого пола встают на ключевые посты, ведут переговоры, а мужчины подчеркивают свою слабость и сдают позиции.

– Как вы относитесь к женщинам на руководящих постах?

– Если ей это дано, то, как говорится, дай Бог. Понимаете, руководителей, сидящих в кресле, много. А вот поистине талантливые сегодня на вес золота.

– Есть руководители, которые соответствуют всего лишь одному незатейливому высказыванию «хороший человек». Ваш комментарий на эту тему...

– «Хороший человек» – не профессия. Если это все качества, которые так называемый руководитель может предложить предприятию, мне его коллектив очень жаль. В таком случае компания под его началом обречена. Только величайшая работоспособность руководителя, его жесткость, требовательность, инициативность и неугомонность способны творить чудеса на любом поприще.

– А какой вы руководитель?

– Мне сложно судить о себе самом. Человек в своем глазу и бревна не видит. Замечу одно: я сторонник жесткой дисциплины, строгого распорядка дня, большое внимание уделяю тонкостям, памятуя о выражении «дьявол кроется в деталях». Буквально один пример: у нас три производственных перерыва (два – по десять минут и один час обеденного перерыва). Но сотрудники упорно продолжают пить чай (или заниматься посторонними делами) в рабочие часы. Меня это жутко раздражает. Я им прямо говорю: «Вы воруете у меня время, которое бы с помощью вашей работы принесло мне доход. Время – деньги. И если вы его будете прожигать, я не буду вам доплачивать». Может, это и частный пример, незначительный, но ярко иллюстрирующий наш корпоративный стиль и трудовые отношения.

– Назовите три главных достоинства вашей фирмы, за которые ее ценят ваши партнеры?

– Это в первую очередь цена (в наше непростое время все хотят сэкономить деньги), высокое качество коммунальных запчастей и гибкость в отношениях с клиентами (если партнер просит скидку, потому что наш конкурент предлагает продукцию дешевле, мы ее делаем). Это бизнес, рынок, бонус и просто человечность, если хотите! А, может быть, и уверенный завтрашний день, когда именно этот клиент останется со мной надолго, если не навсегда.

– Вы фирма-производитель. В чем ваше преимущество перед дилерами, банально занимающими перепродажей чужих запчастей?

– Опять же в цене. Дилеры – это перекупщики. Они же не будут заниматься реализацией товара по моим заводским ценам?! Поэтому делают наценку, в результате которой изделие дорожает, а они проигрывают нам.

– Что представляет из себя производственная база вашего завода?

– В настоящий момент у нас функционируют два цеха – сварочный (200 квадратных метров) и механосборочный (420 квадратных метров). Есть у нас и административный корпус на площади 250 квадратных метров. Достойно на предприятии представлены такие специальности, как токарь, фрезеровщик, сварщик, слесарь-сборщик. Есть служба маркетинга, в которую входят менеджеры, занимающиеся продвижением продукции на рынке. В долгосрочной перспективе – расширение сварочного цеха на 500 квадратных метров (с дополнительным технических оснащением). А это новые рабочие места и дополнительные налоги в бюджет Арзамасского района.

 – Вы ищете клиентов или они находят вас?

– В начале пути мы искали клиентов и рынки сбыта. Со временем была наработана большая клиентская база и расширена география продаж (сейчас нас знают в Москве, Башкирии, Белоруссии, Казахстане и других регионах России и ближнего зарубежья). Публиковались мы в специализированных изданиях, разработали и запустили свой сайт в интернете. И он заработал. Многие уже звонят по рекомендациям наших постоянных клиентов, называют фамилии, подчеркивают, что с нами можно иметь дело. Нам это определенно льстит.

– Несколько слов о коллективе и социальной ответственности бизнеса.

– У нас работают специалисты-универсалы, которые способны выполнять любой комплекс работ, включая смежные специальности. Сейчас время такое, когда ставка делается на профессионалов высокого уровня. Коллектив предприятия насчитывает 56 человек. Многие трудятся по сдельной оплате труда, ряду сотрудников положены оклады. Рабочие приучены к той мысли, что если ты хочешь, то всегда можешь заработать себе дополнительные денежные средства в выходные и праздничные дни, во внеурочное время. Что касается премиальных выплат, они имеют место быть в системе наших трудовых отношений, но начисляются лучшим из лучших и по реальному вкладу каждого. Время уравниловки, к счастью, прошло. Да и утопична была сама система всех причесывать под одну гребенку. Что касается социальной ответственности бизнеса, то наши рабочие защищены. Занимаемся мы благотворительной деятельностью, потому что только отдавая, мы приобретаем! За это время мы помогли Абрамовскому детскому саду, вносили спонсорские средства на реконструкцию стелы при въезде в Абрамово и ремонт сельской канализации. Обращались к нам за помощью все близлежащие Дома культуры, а также инвалиды, ветераны, малоимущие. Особенно приятно оказывать помощь детям (детсадам, школам, общественным организациям и спортивным секциям). Просто я отец двоих сыновей, и эта тема мне очень близка и приятна.

– Вы умеете делегировать полномочия или взваливаете на себя одного весь груз забот и хлопот?

– Жизнь научила делегировать полномочия. Раньше я всё контролировал и даже малейшие эпизоды не упускал из виду. Сегодня моя стратегия управления поменялась. Я спокойно распределил обязанности между членами нашей команды, и когда уезжаю в отпуск или командировку, моя душа спокойна.

– В случае невыполнения поставленных задач ответственность берете на себя или распределяете ее между всеми участниками трудового процесса?

– Вначале я пропускаю ее через себя (это однозначно). Ну а потом у нас начинается аналитика (где что-то пошло не так, кто совершил ошибку, как в будущем ее избежать?). Перед клиентами виноват всегда один человек – руководитель (на то он и стоит у руля). Не понимаю, когда руководители ту или иную вину сваливают на подчиненных, а сами занимают позицию стороннего наблюдателя в стиле «моя хата с краю».

– Ваше отношение к личностному и профессиональному росту?

– Век живи, век учись. Знаний порой катастрофически не хватает, в том числе и специализированных. Поэтому курс на самообучение, посещение выставок и обмен опытом с коллегами взят. Дело в том, что уходящий год показал всю глубину кризиса, и главной моей стратегической задачей было сохранение предприятия любой ценой и развитие производства. А еще я строю дом. После работы еду на стройку. В течение рабочего дня столько информации перерабатываешь в голове, столько переговоров проводишь и встреч, что приезжаешь домой, как выжатый лимон. И требуется время для обнуления. Но профессиональный и личностный рост необходим, потому что если ты стоишь на месте – значит движешься назад.

– 2016-й год подходит к завершению. Давайте подведем его предварительные итоги.

– Было сложно. Но сложно – не значит плохо. У нас нет, как у градообразующих заводов, плановых отделов и перспективного трехлетнего планирования, мы составляем свой собственный бизнес-план. И я могу с уверенностью сказать, что еще один бизнес-план выполнен. Бизнес-план на 2017-й год практически составлен и уже скоро мы приступим к его воплощению. Главная задача 2017 года – расширение производственных цехов, новые рабочие места и очередные трамплины для новаторства и изобретательства.

– В человеческом смысле год был удачный?

– Более чем. Я полностью согласен с китайцами, которые утверждают: «Не дай Бог нам жить в эпоху перемен». Год уходящий был стабильным и размеренным, со взлетами и падениями, радостями и испытаниями, трудностями и достижениями. Работали, воспитывали детей, радовались жизни. С наступлением сорокалетия пришло и более глубокое понимание фразы «Счастье – в отсутствии несчастий и бед».

– Дайте парочку советов, как правильно воспитывать сыновей, чтобы они выросли настоящими мужчинами...

– Это почти армейская дисциплина, где отец – генерал, а сыновья – новобранцы. В семье должен быть авторитет отца и послушание детей. Иногда поругать, пожурить и наказать – это больше любовь, нежели сюсюканье и удовлетворение капризов. Мы воспитываем детей собственным примером. Поэтому в первую очередь следует посмотреть на себя и задать себе вопросы, дескать, я достоин подражания, с меня можно брать пример?!

– Самые главные мужские качества для вас...

– Честность и ответственность, уверенность и сила.

– Михаил Алексеевич, что год грядущий вам готовит?

– Мы – творцы своей судьбы. Каждый человек делает выбор, не осознанно стремясь выйти на свой уровень развития. Лягушке комфортно в болоте и бесполезно думать, что она разделит с орлом радость полета. Мои личные планы и планы моего предприятия яркие, амбициозные, далеко идущие. И мы не успокоимся до тех пор, пока не взлетим высоко, как тот орел.

 

О собеседнике

М. А. Лунин родился в Арзамасе 29 октября 1976 года. Выпускник экономического факультета Арзамасского политехнического института. Трудовую деятельность начинал с работы в дилерской компании, но очень быстро ушел на вольные хлеба и открыл собственную фирму по производству коммунальных запчастей – ООО «КомТехМаш». Период становления на тему «Как закалялась сталь» проходил нелегко – вставляли палки в колеса и вели нечестную борьбу конкуренты. Тогда он и вывел для себя некий жизненный девиз: «Бороться, искать, найти и не сдаваться». Женат. Жена Ольга Валерьевна – заместитель генерального директора ООО «КомТехМаш» по общим вопросам. Они воспитывают двоих сыновей – Савелия и Платона. Его формула успеха – терпение и труд всё перетрут.

 

 

 

25 Ноя 2016