В эти дни историко-филологическому факультету Арзамасского филиала Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского исполняется 85 лет
Четыре поколения студентов изучали (и продолжают изучать) в этой провинции «великий и могучий русский язык» и русскую литературу. Арзамас хоть и маленький город, но на его землю ступала нога Пушкина, здесь жил в ссылке Максим Горький, здесь произошёл коренной переворот в мировоззрении Льва Толстого. Здесь вырос детский писатель Аркадий Гайдар. Здесь находится alma mater для сотен учителей-словесников и историков. Арзамасские улицы сохранили свой старинный облик, а жители хранят традиции народного слова.
Накануне юбилея мы встретились с деканом факультета доцентом кафедры русского языка и литературы, кандидатом филологических наук Ю.А. Курдиным, чтобы вспомнить прошлое, поговорить о дне сегодняшнем и заглянуть в завтрашний день.
– Юрий Александрович, вначале общий вопрос. Сегодня русский язык у россиян не совсем «в моде», повсеместно звучит английская речь, у многих во главу угла поставлены европейские ценности, молодежь особенно копирует западный стиль жизни. И вот в Арзамасском филиале ННГУ, в провинции есть факультет, на котором звучит русская речь – красивая, чистая, правильная... Ваш комментарий на эту тему...
– «Русские – это народ, который отчаянно жаждет иметь друзей», – сказал колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес. Поэтому русский народ, русская речь, русская культура, русский мир способны объединить тех, кто хочет говорить на родном языке, исповедовать родную веру, вести русский образ жизни, впитанный с молоком матери.
Наш факультет сегодня предлагает не просто получить образование на русском языке, а стать учителями русского языка и русской литературы. Что такое русский язык? Это язык, с помощью которого выражены такие истины, которые следует помнить всем людям на Земле. Попробуйте произнести сердцем, пусть пока и на другом языке: «Нет правды на земле, но правды нет и выше…», «Человек – это звучит гордо», «Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает». Эти мысли принадлежат русским писателям – Александру Пушкину, Максиму Горькому и Льву Толстому.
– Раньше студенты заканчивали факультет русского языка и литературы. Сегодня у него более звучное название – истфил (историко-филологический факультет). Напомните историю.
– Историческое образование в нашем вузе ведет свое начало с 1934 года, а филологическое – с 1944-го. В рамках одного факультета историки и филологи впервые объединились в 1993 году. Семь лет спустя образовались два самостоятельных факультета, которые снова объединились в 2011 году. Теперь истфил – один из крупнейших и старейших факультетов вуза, имеющий богатые традиции и хорошие перспективы.
– Что изучают студенты-филологи?
– Сам русский язык – его историю и современное состояние, литературную норму и местные варианты. Богатство русского языка студентов несказанно удивляет.
Изучают русскую литературу – начиная с фольклора, былин, сказок и песен и заканчивая лучшими книгами последних лет. Ответите ли вы потом на вопрос, чьи сказки – русские или арабские – нравятся вам больше? Еще постигают педагогику, психологию и многие другие науки о человеке. Никакая сторона человеческой природы не ускользает от наших студентов.
А еще они владеют методикой обучения русскому языку, литературе, истории и двум иностранным языкам (английскому и немецкому).
– Что делают студенты, когда не сидят за партой?
– Изучают страну. Сначала на полевых практиках, собирая по крупицам фольклор и народную речь. А потом как волонтеры работают вожатыми в детских лагерях или проводниками на железной дороге. Пробуют себя и в профессии учителя. Совершают научные открытия. И рассказывают о них на многочисленных научных конференциях и семинарах, в том числе международного уровня. Пишут и публикуют стихи и прозу, занимаются литературной критикой и переводами, играют в театре. Для одаренных ребят у нас есть свой альманах и именные стипендии. Пристально анализируют современную молодежную культуру, участвуют в работе молодежных объединений. Занимаются популяризацией чтения и чистоты речи среди детей и взрослых. Каждый год наших студентов с радостью ждут десятки школ, и не только в нашем городе и области.
– Кем они смогут стать, получив диплом?
– Учителями русского языка и литературы – в России и за рубежом. Журналистами – газет и журналов, телестудий и радиостанций. Актерами театров, работниками музеев, сотрудниками издательств. И даже профессиональными писателями.
– Кто учит будущих учителей русского языка и литературы?
– Корифеи науки о языке и литературе, сотрудничающие с Российской академией наук и лучшими университетами Москвы и Санкт-Петербурга. С ними вас ждут увлекательные лекции и напряженная научно-исследовательская работа.
Педагоги, не один год отдавшие школе. С ними вы поймете, как нужно учить детей, и пройдете огонь, воду и медные трубы на педагогической практике.
Молодые преподаватели, которые сравнительно недавно были студентами или аспирантами. С ними вы будете не только учиться, но и участвовать в конкурсах, совершать экскурсии, организовывать студенческие праздники.
– Как вы еще помогаете студентам гармонично развиваться?
– Педагоги с удовольствием проводят дополнительные занятия и консультации. Студенты-волонтеры помогают освоиться в быту и сделать домашнее задание.
Современная информационно-технологическая инфраструктура вуза позволяет использовать все ресурсы цифрового образования. Уютные общежития, недорогие столовые, санаторий и база отдыха делают бытовые трудности незаметными.
– Можно ли продолжить образование в Арзамасе?
– Получив диплом бакалавра, можно сразу же поступить в магистратуру нашего филиала. Магистерская программа для учителей русского языка и литературы называется «Русская словесность в современном образовательном пространстве». На ней обучаются 2 года 5 месяцев заочно. Здесь готовят учителей старших, профильных классов школ, а также преподавателей колледжей и высшей школы. Поэтому вступительное испытание сдают не по филологии, а по педагогике. У нас функционируют магистерские программы по историческому образованию при кафедре истории и обществознания, а при кафедре иностранных языков и культур программы «Лингвострановедение», «Межкультурные коммуникации и профессиональные переводы».
Особенно хорошо у нас поставлена подготовка к научно-исследовательской работе.
Все лекционные и семинарские курсы являются авторскими. Лучшие преподаватели знакомят студентов с активными процессами в современном русском языке, приемами интегрированного анализа текста, новыми концепциями прочтения русской классики, русско-зарубежными культурными связями, современным литературным процессом.
Каждый магистрант за период обучения неоднократно публикует результаты своих исследований в специализированных научных журналах России и мира.
– Расскажите, пожалуйста, о проекте «Арзамасский грамотей».
– Проект «Арзамасский грамотей» – это комплекс образовательных мероприятий, позволяющих актуализировать знания о праздниках, связанных с русским языком, знаковых событиях в филологии. Мероприятия, направленные на раскрытие красоты и богатства русского языка, вызывают интерес к его изучению и осознанию важности грамотности. Я перечислю основные мероприятия: международные дни грамотности, конкурсы сочинений, тотальные диктанты, день рождения самой молодой буквы алфавита Ё, акция «Арзамасский филиал ННГУ – территория без сквернословия», дни филологов, пушкинские праздники.
– В институте по-прежнему выпускается журнал «Арзамасская сторона». Расскажите о нем поподробнее...
– С 1991 года выпускалась ежемесячная культурно-просветительская газета «Арзамасская сторона», вызвавшая живой интерес далеко за пределами Нижегородчины. На базе газеты в 2000 году возник провинциальный журнал «Арзамасская сторона», в настоящее время выходящий в статусе общегородского альманаха. Основные разделы альманаха: «Арзамас на карте России: имена и судьбы», «Подвижники просвещения и новое в образовании», «Промышленный потенциал Арзамаса», «Литературное творчество (проза, поэзия, драматургия, критика)», «Дискуссионная трибуна (политика и экономика)», «Детская страничка», «Православный Арзамас», «Краеведческие записки», «Хроника общественной жизни». Альманах «Арзамасская сторона» – это визитная карточка культурной жизни российского города, обладающего большой и славной историей; издание, ориентированное на разновозрастную читательскую аудиторию и способное стать книгой для семейного чтения; знак делового содружества и духовного единомыслия творческой интеллигенции города и региона. В ноябре 2019 года выйдет в свет десятый выпуск альманаха.
– Юрий Александрович, откуда приезжают студенты к вам на учебу?
– Арзамасцев становится с каждым годом всё меньше. Приезжают из самых удаленных уголков Нижегородчины и со всей России. Есть студенты из Сирии, Африки, Туркмении. Одним словом, у нас полный интернационал!
– По-прежнему милых девушек больше на факультете?
– Среди филологов больше девушек, среди историков попадаются и молодые люди (смеется). Так исторически сложилось, что у профессии педагога в основном женское лицо.
– Истфил выпустил не одно поколение учителей историков и словесников. Какие они были, студенты разных времен?
– Предыдущие поколения (50, 60, 80-х годов) были читающие, думающие. Сегодняшние студенты – визуалы. Им достаточно взглянуть на картинку и сразу многое становится понятно. Время ускоряется, важно ему соответствовать. Но все наши выпускники по-своему прекрасны, с массой достоинств, которые олицетворяют ту или иную эпоху.
– Юрий Александрович, какие чувства вас переполняют в преддверии юбилея?
– Факультет по праву гордится славной историей, замечательными традициями, уникальным преподавательским составом, научно-исследовательскими работами, благодарными выпускниками – и историками, и словесниками от Бога. Будем и впредь продолжать заложенные нашими предшественниками традиции. Одна из них – это наши праздники, на которых мы предаемся воспоминаниям, поздравляем друг друга, поем песни – шуточные и серьезные. 17 октября в 14 часов в большом актовом зале пройдет концерт по случаю 85-летия истфила. Он добавит яркости нашему празднику, подчеркнет значимость факультета и вдохновит нас на новую творческую жизнь и успехи в научной и педагогической деятельности. Сотрудникам факультета и студентам я желаю оптимизма, жизнелюбия, душевной щедрости, вдохновения и любви к нашей прекрасной профессии и к детям. Ведь какое зерно мы с вами заложим в душу ребенка, такой потом и получим плод!