У современной школы появилась проблема. Каждый ученик даже в начальной школе имеет при себе сотовый телефон. Поток СМС-сообщений, звонки отвлекают детей от урока, а учителю мешают работать в спокойной обстановке. Но при этом какого-то общего закона или предписания, регулирующих использование мобильной связи, в школе нет.
Правда, есть случаи, когда в некоторых школах (в Краснодарском крае, например) использование сотовых запрещено полностью совместным решением администрации школы и родительского комитета. И, как свидетельствует статистика, успеваемость в школах, где введён запрет на сотовые, возросла, дети на уроке стали слушать учителя, а не проверять телефоны на предмет наличия в них новых сообщений.
Своим мнением о том, как выйти из затруднительной ситуации с мобильниками под партой, поделились педагоги школ Арзамасского района.
Н.А. Соколова, учитель английского языка Берёзовской школы:
– Специфика урока иностранного языка такова, что учитель и ученики много общаются, детям просто не до сотовых, хотя они и предупреждены, что пользоваться ими на уроке можно только с разрешения учителя. На контрольной работе – строжайший запрет. Но бывают моменты, когда я даже поощряю использование телефона в качестве словаря. В общем, у нас складываются в этом вопросе уважительно-доверительные отношения и конфликтных ситуаций, как правило, не возникает.
Е.И. Шаронова, учитель русского языка и литературы Выездновской средней школы:
– Самая главная проблема, считаю, в том, что некоторые дети приходят в школу с очень дорогими телефонами. Вот об этом мы всегда говорим на родительских собраниях и предупреждаем родителей, что за пропажу таких вещей ответственности не несём. Не скрою, бывают моменты, когда кто-то на уроке начинает играть телефоном (урок русского языка, например, далеко не всегда увлекательно-развлекательный, а чаще требующий большого усердия и труда), тогда я забираю у ученика с его позволения этот телефон и кладу на видное место на свой стол, возвращаю уже после урока. В старших классах телефоны иногда выручают на уроках литературы, когда нужно найти отрывок из какого-то произведения.
А.Ю. Фролова, учитель географии и экологии Берёзовской школы:
– Я очень лояльно отношусь к использованию мобильников на уроке, потому что они нам помогают отыскивать и демонстрировать через мультимедийную доску наглядный материал к докладам и сообщениям, которые готовят дети по разным темам. Позволяю даже иногда ученикам позвонить или принять звонок от родителей на уроке. Меня это не отвлекает от урока и внимание класса от этого не рассеивается, рабочая обстановка сохраняется.
Г.М. Буланова, директор Слизневской школы:
– У нас проблема сотовых телефонов решается очень просто. На родительском собрании утверждаем общее мнение о том, что телефоны на уроках должны быть выключены. А если разногласий у администрации школы и родителей нет, дети предъявляемые им требования выполняют беспрекословно.
И учителям, и родителям, и детям не стоит забывать, что, пользуясь мобильным телефоном, мы можем получить букет заболеваний. Самый главный вред связан со способностью телефонов генерировать электромагнитное поле. Это доказал шотландский учёный Уильям Стюарт. В начале 21 века он установил, что под влиянием микроволнового излучения мобильных телефонов у дождевых червей меняется структура белка. Подобные заявления делали и другие учёные. Помещая испытуемых лягушек, крыс на 5–10 минут в высокочастотное электромагнитное поле, они наблюдали, как у каждой третьей жертвы останавливалось сердце, а у выживших были сильные нарушения сердечно-сосудистой системы.
Весьма неблагоприятное воздействие электромагнитное излучение от сотового телефона оказывает и на человеческий организм, особенно уязвимы дети. Как утверждают учёные, при частом и долгом использовании этого творения технического прогресса у детей наблюдается снижение зрения и слуха, артериального давления, появляется внутричерепное давление, учащается сердцебиение, происходит нарушение сна и памяти. Кроме того, тесная дружба с мобильником наносит существенный вред иммунной системе, повышает риск онкологических заболеваний (особенно в области головы), излучение мешает мозгу нормально работать, сбивает его базовые настройки.
Недаром в проекте официальных рекомендаций Министерства здравоохранения РФ для населения, использующего сотовые телефоны, первым пунктом записано: «НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ сотовые телефоны детям и подросткам до 16 лет».
Ну если уж никак без них, то хотя бы время от времени не мешало бы говорить с детьми о правилах пользования: ограничить продолжительность однократного разговора до трёх минут, подносить телефонную трубку к уху только после ответа абонента на том конце и держать её на некотором расстоянии, а не плотно к голове, не оставлять телефон в режиме ожидания в спальне, звонить лучше на улице и так далее.