Сочинения нынешних выпускников тянут только на «троечку»,

Сочинения нынешних выпускников тянут только на «троечку», считает учитель русского языка и литературы Чернухинской школы О.В. Шебалова

Многие учителя-словесники, работавшие в школе в советскую эпоху, с гордостью  вспоминают, какие тогда дети писали сочинения, особенно в старших классах. Лучшие из них посылали на конкурсы. А теперь как? Справляются ли нынешние выпускники с предложенными темами? Есть ли интересные работы? Оценки сейчас за итоговое сочинение не ставят, но ведь всё равно среди работ можно выделить наиболее удачные.

С этими вопросами мы обратились к учителю русского языка и литературы высшей категории Чернухинской школы О.В. Шебаловой.

– В связи с изменением формата выпускных экзаменов сочинение как отдельный экзамен одиннадцатиклассники последние годы не писали вообще. Ввели его после большого перерыва в 2014 году как допуск к ЕГЭ, – сказала Ольга Витальевна. – И теперь итоговое сочинение носит надпредметный характер, нацелено на проверку общих речевых компетенций, выявление уровня речевой культуры, умения рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию с опорой на литературный материал. 

В декабре 2016 года выпускникам 11 классов были предложены философские темы по направлениям: разум и чувство; честь и бесчестие; победа и поражение и так далее. Темы хотя и сложные, но интересные, а вот работ интересных, увы, не было. Да, детям поставили за эти работы «зачёт», да, эти работы отвечали предъявленным требованиям: и общие речевые компетенции в них имелись, и уровень речевой культуры был достаточно высок, и рассуждения, и аргументация в них, казалось бы, присутствовали. Но не было в них главного – души, своих мыслей, чувств, переживаний. Только красивые гладкие фразы. Возможно, заученные. Возможно, слышанные где-то. И это грустно. Ведь ещё в 2014 году дети писали лучше: ярче, живее, интереснее.  Поэтому итогами итогового сочинения я лично не довольна.

 В чём дело? Может, причина в том, что подросло уже поколение компьютерных детей с клиповым мышлением, которые для получения ответа на какой-либо вопрос вместо того, чтобы прочитать умную книгу, заглянуть в первоисточник, спросить у взрослых, просто тычут пальчиком в клавиатуру компьютера и достают оттуда без всякого напряжения ума и сердца любую информацию? А с другой стороны можно предположить: наши дети  делают то, что им сказано. Им задали планку: «зачёт» и условия, при которых эта планка достигается, вот они и прилагают ровно столько усилий, сколько требуется для выполнения этого задания. 

 

 

 

14 Фев 2017