День, когда я посетила скит в Новой Слободе, выдался на радость слегка морозным и солнечным. Картина, которая открылась при въезде, завораживала своей красотой: на белоснежной поляне в окружении деревьев стоял деревянный храм, который своей верхушкой тянулся прямо в безоблачное голубое небо к золотистым лучам солнца.
И вокруг, казалось бы, бесконечная тишина, но прервали ее гостеприимно встречающие меня насельницы да лай собак, которые чужаков здесь видят не часто.
Скит в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, который относится к Свято-Николаевскому женскому монастырю, мало кто из туристов посещает. Возможно, из-за плохих дорог, которые ведут в Новую Слободу. Хотя эта обитель Бога известна многим: мирские люди знают, что живут здесь люди монашествующие, у которых достаточно большое хозяйство, где в помощниках трудятся братья, что это скит, где пристанище и помощь могут найти нуждающиеся.
В одной из религиозных книг я прочитала: «для преуспевших в молитве полезно быть в уединении, вдали от соблазнов, где меньше всякого рода попечений и больше возможностей посвятить себя Богу». Точно сказано, ведь именно в скиту вся жизнь пронизана богообщением. А для этого нужно укрепиться в вере, преодолеть грех в самом себе с помощью молитв, постов и трудов. И для шести насельниц, которые проживают здесь, это – не самоцель, это путь к стяжанию благодати Божией.
У каждой из них своя история о том, как они сюда попали. Но каждая говорит: «Господь привел». А привел он женщин из разных уголков страны: кроме арзамасских, нижегородских, есть насельницы из Москвы, Крыма. А еще здесь во славу Божию работают и три трудницы, а также братья – люди хоть и мирские, но в храм ходят, посты соблюдают, причащаются (некрещенным сестры помогают подготовиться к таинству крещения) и, что немаловажно, помогают братья матушкам по хозяйству. Самой младшей, находящейся в скиту, женщине – 31 год, самой старшей – 71. На вопрос, хотели бы они вернуться в мирскую жизнь, без раздумий отвечают: «Нет».
Богослужения в скиту совершаются раз в неделю, службы здесь проводят батюшки из монастыря. Монашествующие молятся обязательно утром и вечером, а кто-то ночью, как и полагается в данном случае отшельницам. На службе только насельницы, трудницы, братья, проживающие в скиту, и жители деревни (в основном пожилые). И хотя монашествующие сторонятся мирян, приехать сюда может каждый желающий. Матушки будут только рады, напоят свежим «доморощенным» молоком, накормят своими разносолами, приговаривая, что те, кто сюда попал, должны отведать монастырской трапезы.
Надо сказать, что день насельниц проходит не только в молитвенных трудах. Их послушания в скиту связаны с хозяйственной деятельностью: кто-то трудится в трапезной, кто-то коров доит, кто-то вышивает. Монашествующие обрабатывают огород, имеют теплицы, где в основном выращивают огурцы, помидоры, перец. В скиту есть своя ферма, где сегодня четыре дойные коровы, телочки и бычки (к лету ожидается пополнение кормилиц). Насельницы сами делают сметану, творог, сыр, которые отправляют в Николаевский монастырь сестрам, а каждый из нас эти продукты может приобрести в кафе при монастыре. В их хозяйстве также куры, коза. Так что питаются насельницы и братья всем домашним и натуральным, даже постная пища со своих угодий по-особенному вкусная.
Живут насельницы в кирпичных теплых домах, у каждой своя келья. При храме есть библиотека, а такими благами цивилизации, как телевизор, интернет, они не пользуются. Но что происходит в стране и мире знают от сестер Николаевского монастыря, а потому всегда молятся и за упокоение погибших в терактах, и за мир между Россией и Украиной. Созданы хорошие условия и для братьев: помимо того, что за труды их хорошо кормят, сестры в случае необходимости оказывают медицинскую помощь (лекарства сюда доставляются сестрами Николаевского монастыря). Живут мужчины на окраине в братском кирпичном доме.
Есть в скиту еще очень важные обитатели: кошки и собаки. Первые живут в теплом сарае, у вторых – у каждой своя будка. В общем, все в тепле и сытости.
Для нас, людей мирских, молитва – это чаще прошение. На вопрос, что насельницы просят у Бога, услышала немудреный жизненный ответ: «Чтобы здоровье было в трудах жить, чтобы коровы не болели, чтобы помощников хватало в скиту». А ведь действительно, здесь не хватает рабочих рук. Только удивляешься, как уже немолодые насельницы все успевают делать. Видимо, действительно с Божьей помощью. Братья в основном мужской работой занимаются, а вот по хозяйству требуются женские руки. Может потому здесь рады каждому путнику, кто ищет пристанища, молитвы и трудов во славу Божию.
В окрестностях Арзамаса, вблизи деревни Марьевки есть родник с целебной водой. За ней сюда едут из близлежащих населенных пунктов. Территория родника обустроена, здесь всегда чистота и порядок. А обеспечивают его именно насельницы скита из Новой Слободы, которые ухаживают за священной территорией.
Общаясь с монашествующими, понимаешь, насколько истинная и глубокая их любовь ко всему тому, что их окружает, ко всему тому, что они делают. У них свои вечные ценности, которые известны каждому из нас, только далеко не все мы ценим, что имеем. Матушки дают напутствие – все есть, только живи, молись, соблюдай Божьи заповеди, не отчаивайся и иди вперед.
А напоследок хочется сказать в целом о впечатлении, которое на меня произвел день, проведенный в скиту. Здесь дух безмолвия – ни суеты, ни шума, все звуки приглушенные: и шелест старого леса, и речь насельниц, и собственные шаги.
Испытываешь ощущение радости от присутствия на намоленном месте, от благодарности к Всевышнему, который привел меня в этот святой скит. А еще признательность к женщинам, которые меня здесь встретили, чьи молитвы обладают особой силой – силой покаяния, силой радости христианского и монашеского жительства, к которой они стремятся. «Сокрушенное и смиренное сердце, которое не уничижит Господь».