Сколько раз арзамасский свадебный фотограф Алёна Замотаева мысленно произносила это известное выражение знаменитого Фауста, нажимая на кнопку фотоаппарата. Остановила она два мгновения и для настенных глянцевых календарей, которые выйдут под логотипом «Арзамасской правды» в 2017 году. Ее фотографии соединяют мир живой природы и человека, они наполнены большой надеждой, верой в светлое будущее и настоящей любовью. А еще – теплотой и неординарностью души фотохудожника.
Алёна – человек невероятно открытый. Она готова делиться жизненным и личным опытом с теми, кому это необходимо, полезно и просто любопытно. Интересный собеседник, у неё на всё есть своя (порой отличающаяся от других) точка зрения. Мы решили познакомить читателей «АП» со столь увлеченным творческим человеком и показать, как она видит эту жизнь с помощью фотообъектива.
– Алёна, как простое детское увлечение переросло в профессию?
– Фотографией я увлекалась всегда. Вначале снимала на пленку, потом на «цифру» всё, что меня волновало: цветочки, бабочек, людей. Кстати, человек, его внутренний мир привлекает меня больше всего. Приехав в Арзамас, я поняла, что никому не нужна ни как экономист, ни как педагог. Муж, тоже увлеченный фотографией, купил мне зеркальный фотоаппарат и посоветовал на нем сконцентрировать все внимание. Поэтому старт у меня был быстрый, неожиданный, а грань, которая отделяла бы хобби от профессии, – более чем размыта. Вскоре у меня появилось много друзей-фотографов и первые клиенты.
– Когда получили первый заказ, помните?
– Ко мне обратилась художник-модельер Ольга Бланкова с потрясающей коллекцией женской одежды в стиле «Чикаго». Роскошные у нее были туалеты, удивительной получилась и наша фотосессия. Так и сложился наш творческий союз, в который влилась еще и визажист Елена Серякова.
– Какая фотосессия запомнилась особенно?
– Я снимала зрелую женщину – некую чеховскую даму в шляпках и с брошками. Она позвонила и сказала, что созрела для того, чтобы стать моделью. Как умело она позировала, как достойно себя держала! Чудесная получилась у нас фотосессия. Все-таки в каждом возрасте люди по-своему прекрасны. И мой фотоаппарат это четко передал.
– Когда пришло умение повсюду видеть удачные ракурсы?
– Некой отправной точки нет. Съездила на мастер-класс к Александру Бабичусу, который рассказал нам, как важно развить в себе некое внутреннее зрение. Приехав, я пошла по городу и поняла, что на всё смотрю с профессиональной точки зрения – здесь вот удачный свет, там непередаваемый кадр, а вот тут – прекрасная панорама.
– Модное слово «фотосессия» означает только процесс съемки или что-то более глубокое и будоражащее?
– Не люблю потоковые фотосессии и некий конвейер. Это уже не творчество, а бизнес. У меня другие подходы к фотоискусству. Поэтому и не беру много заказов (в каждое фото вкладываю много самой себя, пропускаю его через призму собственного восприятия). Не для меня и фэшн-съемки – рекламные или журнальные фото для глянца (там нет души, эмоций, чувств, просто холодный модный снимок).
– Что нужно для того, чтобы добиться успеха в вашей профессии?
– Любовь к профессии и четкое понимание того, что фотография – это прежде всего творческий процесс, искусство, а не деньги. Развиваясь именно в этом направлении, ты достигнешь определенных высот и будешь иметь все шансы стать известным, модным, брендовым (коммерческим, если хотите) фотографом. Если делать ставку только на коммерческий интерес, толка от такого фотографа не будет.
– Ваши коллеги по творческому цеху – это конкуренты или деловые партнеры?
– Это мои друзья. Мы же на одной волне да и говорим на одном языке! Не понимаю, когда молодые фотографы заявляют, дескать, я секретами ремесла не поделюсь, тайн профессии не выдам. А я с удовольствием делюсь знаниями, даю советы, открываю профессиональные секреты. Всю жизнь мы учимся друг у друга и совершенствуемся в профессии.
– Ваши любимые клиенты… Кто они?
– Единомышленники. Я люблю живые эмоциональные фото. И если заказчик воспринимает это точно также, как и я, у нас всё получится. Есть и другие клиенты. Помню, пришла пара. Им нужна была полностью постановочная фотосессия, вплоть до того, чтоб огонь вырывался из камина. Подумав, я отказала. Это не мое восприятие мира.
– Почему одни люди фотогеничны, другие – нет?
– Вы никогда не замечали, что самые лучшие снимки получаются в дружеских компаниях?! Когда человек расслаблен, находится среди своих товарищей и принимает себя таким, каков он есть. Фотогеничность – это умение себя принять, позитивный психологический настрой и глубокое расслабление.
– Как бы вы описали ваши фотографии для тех, кто никогда их не видел?
– Теплые, семейные. С годами я становлюсь более сентиментальной. Мне нужны глубокие настоящие чувства и искренность во всем, включая фото.
– О чём говорит черно-белая фотография, а о чём цветная? Что фотограф хочет показать в фотографии, когда один и тот же кадр он делает цветным и чёрно-белым?
– На черно-белой фотографии ничего не отвлекает: ты видишь только человека и свет, который на него падет. Чаще это портрет. И он мне весьма импонирует. А вот весеннюю или осеннюю красоту природы или задорные детские лица черно-белым изображением не передашь, требуется многообразие красок.
– В какой еще профессии вы себя видите?
– Ни в какой другой! Только здесь поет моя душа. Сегодня я не только фотограф, но и ведущая мастер-классов. У меня есть небольшая группа детей, их я обучаю искусству фотографии. Именно искусству, заметьте, а не коммерческой деятельности, бизнесу.
– Вы себе нравитесь на фотографии или сапожник без сапог?
– «В Контакте» на моей страничке есть мой портрет, отснятый фотографом Татьяной Трофимовой. Она прекрасный мастер, ей удалось меня запечатлеть так, чтобы понравилось даже мне (смеется).
– Какие у вас есть еще таланты?
– Люблю заниматься рукоделием (шью, вяжу). Увлекаюсь лепкой и изобразительным искусством. Все эти увлечения со мной разделяет моя дочь.
– Вы в основном свадебный фотограф. Наверное, с годами выработалась психологическая привычка видеть молодоженов насквозь. Сразу видите, кто «вместе и навсегда», а кто-то случайно оказался на этом «празднике жизни»?
– Конечно, вижу. И внешним, и внутренним зрением. Была у меня одна пара на предсвадебной фотосессии – хорошие милые ребята. А вот на момент бракосочетания у них что-то разладилось и пошло не так. Это было видно невооруженным глазом. Через полтора года они расстались. И в такие моменты мне очень грустно, я поклонница семейных ценностей.
– Алена, что бы вы пожелали коллегам-фотографам и всем читателям «Арзамасской правды»?
– Больше снимать искренних настоящих чувств – поцелуев и объятий, любви и нежности. Давайте вместе сохранять эти ценные кадры в вечности. И не только снимать их на фотоаппарат и хранить в фотоальбомах, но и щедро дарить их друг другу в жизни. Правильно в народе говорят: «Доброе братство дороже богатства».
О собеседнице
Родилась в Чебоксарах. Восемь лет назад вышла замуж в Арзамас. С тех пор город стал ей родным. Имеет два высших образования: экономическое и педагогическое. Как человек чрезвычайно эмоциональный, впечатлительный и восприимчивый, она не смогла подстроиться под «систему» и стала свободным художником. Тем более что увлечение фотографией корнями уходит в детство. Сегодня Алена Замотаева – известный свадебный и семейный фотограф Арзамаса.
Замужем. Муж Алексей – сотрудник надзорной организации. Дочери Ангелине – восемь лет.