Меры социальной поддержки, предусмотренные для малоимущих семей (одиноко проживающих граждан)

-Прокуратура разъясняет-

 

 

Меры социальной поддержки, предусмотренные для малоимущих семей (одиноко проживающих граждан)

 

Малоимущие семьи (одиноко проживающие граждане) могут получать от государства денежные выплаты и натуральную помощь. Им могут быть предоставлены, в частности, жилые помещения, а также субсидии и компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Получение некоторых видов социальной поддержки, в частности государственной социальной помощи, обусловлено признанием семьи или одиноко проживающего гражданина (далее также - одинокого гражданина) малоимущими в связи с тем, что по не зависящим от них причинам их среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума на душу населения (ст. 7 Закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

 

Понятие малоимущих (малообеспеченных) семей и одиноко проживающий граждан

 

 

Вопрос о признании граждан малоимущими решается органом социальной защиты населения по месту их жительства (пребывания) после расчета среднедушевого дохода. Для этого необходимо подать заявление об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (далее - заявление), в котором следует указать сведения о составе семьи, доходах членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и принадлежащем им имуществе на праве собственности. Документы (сведения), необходимые для назначения государственной социальной помощи, запрашиваются органом социальной защиты населения в порядке межведомственного взаимодействия в соответствующих органах (организациях) и (или) представляются заявителем в случае их отсутствия в указанных органах (организациях).

Заявление может быть подано, в частности, через МФЦ (при наличии заключенного соглашения о взаимодействии между органом социальной защиты населения и МФЦ) или лично. Также предусмотрена подача заявления в электронном виде посредством Единого портала госуслуг, а также регионального портала госуслуг (если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта РФ) (ч. 2, 2.1 ст. 8 Закона № 178-ФЗ; ст. ст. 1 - 3 Закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ).

При расчете учитывается сумма доходов членов семьи (одинокого гражданина) за три последних календарных месяца, предшествующих одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления.

При этом учитываются доходы, полученные в денежной форме.

Среднедушевой доход семьи определяется путем деления одной трети суммы доходов всех ее членов на число членов семьи. Доход одинокого гражданина определяется как одна треть суммы его доходов. При этом в состав доходов входят в том числе пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты (за исключением некоторых категорий выплат, например единовременной материальной помощи, выплачиваемой в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами, а также в связи с террористическим актом), стипендии, алименты, доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества и т.д. (ст. ст. 4, 5, 15 Закона № 44-ФЗ; п. 2 - 4, 11 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512).

Для предоставления мер социальной поддержки первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи является уровень имущественной обеспеченности. Он определяется в зависимости от наличия недвижимости, транспортных средств, иной техники, денежных средств во вкладах или на счетах в банках (п. п. 1.2, 1.3 Порядка, утв. Постановлением № 954-ПП).

 

 Государственная социальная помощь малоимущим семьям

Малоимущие семьи (одиноко проживающие граждане), среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже прожиточного минимума на душу населения в субъекте РФ, имеют право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи. В целях стимулирования активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации предусмотрено оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта (ст. ст. 1, 7, ч. 1 ст. 8.1, ст. 12 Закона № 178-ФЗ).

Условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта устанавливаются на региональным уровне. При этом в случае софинансирования государственной социальной помощи на основании социального контракта из федерального бюджета учитываются правила, установленные Правительством РФ (ч. 1 - 1.2 ст. 5, ч. 2.3 ст. 8, ч. 1.1 ст. 8.1 Закона № 178-ФЗ; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2023 № 1931).

Так, в случае софинансирования государственной социальной помощи на основании социального контракта из федерального бюджета органом социальной защиты населения совместно с гражданином и (при необходимости) с иными органами и организациями для граждан разрабатывается программа социальной адаптации. Указанная программа прилагается к социальному контракту. Она может предусматривать мероприятия по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, по ведению личного подсобного хозяйства, иные мероприятия, направленные на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации (социальные пособия, субсидии и иные выплаты для приобретения необходимых товаров и услуг). В рамках указанных мероприятий при соблюдении установленных условий гражданам производятся денежные выплаты.

Срок социального контракта зависит от конкретного мероприятия, но не может быть менее трех месяцев. Например, в отношении мероприятия по поиску работы социальный контракт заключается не более чем на 9 месяцев (ч. 1 ст. 12 Закона № 178-ФЗ; п. п. 4, 7, 9, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 1931).

 

Государственный социальный контракт предусматривает такие меры поддержки как:

-оказание адресной финансовой помощи на период действия контракта;

-разработка и реализация программной социальной адаптации;

-реализация трудового потенциала членов семьи, в том числе поиск работы, помощь в переподготовке и повышения квалификации;

-субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;

-иные меры социальной поддержки.

Субсидии предоставляются в случае если доля собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи превышает 22 процента (Постановление правительства РФ №541 от 29.09.2005 г.)

 

Пособия и иные выплаты на детей

 

В отдельных случаях на пособия и иные выплаты можно претендовать, если среднедушевой доход семьи не превышает определенную величину прожиточного минимума.

Так, женщина, вставшая на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности (до 12 недель), и один из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)) ребенка в возрасте до 17 лет при определенных условиях имеют право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка. В частности, размер среднедушевого дохода семьи не должен превышать величину регионального прожиточного минимума на душу населения (ч. 1 ст. 3, ч. 1, 3, 4 ст. 9 Закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ).

Кроме того, при определенных условиях возможно получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала. Одним из таких условий также является требование к размеру среднедушевого дохода семьи, который не должен превышать установленную величину.

Например, ежемесячную выплату (в размере регионального прожиточного минимума для детей) могут получить постоянно проживающие на территории РФ граждане РФ в случае рождения (усыновления) в период с 01.01.2018 до 01.01.2023 первого ребенка - гражданина РФ, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако осуществление такой выплаты будет прекращено в случае назначения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка (ч. 1, 2, 5 ст. 1, п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 6 Закона от 28.12.2017 № 418-ФЗ; п. 1 ст. 2, п. 5 ч. 3 ст. 7, ч. 1 ст. 11.2 Закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ).

Законодательством субъектов РФ могут быть установлены и иные дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми (ст. ст. 2, 17.3 Закона № 81-ФЗ).


Иные виды социальной поддержки

Малоимущим семьям (одиноко проживающим гражданам), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, предоставляются, в частности, следующие виды социальной поддержки.

1.Бесплатная юридическая помощь в виде устных и письменных консультаций, составления заявлений, жалоб и других документов правового характера, представления интересов граждан в судах, органах власти и организациях (ч. 1 ст. 6, п. 1 ч. 1 ст. 20 Закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ).

2.Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, которые предоставляются гражданам в случае, если их расходы на эти цели превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для малоимущих семей максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761).

3.Государственная социальная стипендия студентам, которая назначается при представлении в образовательную организацию документа органа соцзащиты населения о получении государственной социальной помощи (ч. 1, 2 ст. 8 Закона № 178-ФЗ; ч. 5 ст. 36 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Законодательством субъектов РФ также могут быть установлены дополнительные виды поддержки семей с детьми.

 

 

А.А. Чванов,

помощник Арзамасского городского прокурора.

 

 

4 Сен 2024