Арзамасский филиал ННГУ – один из российских вузов, где интеграция с наукой происходит на деле, а не на словах. Приезжающие сюда именитые гости не перестают удивляться, как эффективно здесь соединяются сдержанная консервативность классического образования и смелость инновационных проектов. В беседе накануне Дня российской науки с директором С. Н. Пяткиным мы решили не ограничиваться исключительно беседой на научную тему и обсудили те вопросы, которые волнуют сегодняшних и завтрашних студентов, их родителей, преподавателей и всех, кому небезразлично настоящее и будущее России.
– Сергей Николаевич, охарактеризуйте, пожалуйста, главную специфику университета.
– Это подготовка не просто дипломированного специалиста, а Профессионала с большой буквы, воспитателя, педагога, юриста, программиста, психолога, который бы любил не себя в избранной профессии, а профессию в себе, видел в ней источник творческого преображения жизни общества.
– Назовите 5 причин, по которым следует отдать предпочтение именно вашему вузу.
– Первая – это качество образования. 3/4 нашего педагогического коллектива – это кандидаты и доктора наук, профессора и доценты. В нашей системе преподавания сочетаются классические традиции и современные технологии, прочные теоретические знания и практикоориентированное обучение. Для нас важно создавать для студента такие условия, чтобы у него не ослабевал интерес к самому процессу получения знаний, чтобы он осознавал, что эти знания и закладывают фундамент его будущей жизни. Вторая – это удачное расположение вуза. Арзамас – добрая тихая провинция, где очень комфортно жить, учиться, заниматься научно-исследовательской работой, спортом, общественной деятельностью. Уверен, вопросы безопасности детей для родителей находятся не на последнем месте. Третья – камерная, почти семейная обстановка в нашем вузе. Для нас не существует безликого студенчества, каждый учащийся дорог нам как личность. И мы вместе с ними радуемся их успехам и открытиям, не оставляем наедине с сомнениями и тревогами, постигаем ценность взаимопонимания, без которого невозможно полноценное педагогическое общение. Четвертая причина – развитая инфраструктура вуза (100-процентная обеспеченность общежитием, санаторий-профилакторий для студентов, горячие обеды в студенческих столовых, многоуровневая стипендиальная поддержка и многое другое). Ну и заключительная – это творческая атмосфера вуза. Спорт, культура, наука – любое поприще доступно студенту и поддерживается у нас на самом высоком уровне. Наши студенты просто не умеют скучать.
– В последнее время вузам предоставляется хорошая возможность для зарабатывания денег. Не вредит ли, на ваш взгляд, коммерциализация процессу обучения?
– Не вижу никакой связи. Требования мы предъявляем одинаковые и к студентам-бюджетникам, и к студентам, обучающимся на коммерческой основе. Это, во-первых. Во-вторых, случайные люди с низкими баллами не пройдут конкурсный отбор в наш вуз, а значит, не смогут стать нашими студентами.
– Ваше мнение о ЕГЭ...
– Я его противник. И никогда этого не скрывал. Да, согласен, что ЕГЭ является независимой оценкой знаний учащихся. Но он занимает такое положение в системе школьного образования, что оказывает на нее сильное деформирующее воздействие, разрушая единство и цели содержания обучения, подрывая авторитет учителя. Во главу угла выносится не успешное освоение учеником школьной программы, а его высокие баллы ЕГЭ по 3–4 дисциплинам. И какие бы мы усилия ни предпринимали, большинством учащихся другие дисциплины воспринимаются в качестве факультативов с соответствующим к ним отношением. Считаю, что возвращение сочинения в экзаменационную практику выпускников – это начало перемен в самой системе общего образования. Перемен, которые жизненно необходимы.
– Как вы оцениваете итоги приемной кампании 2015 года?
– Несмотря на сложную демографическую ситуацию в регионе и в целом в стране, план приема выполнен полностью. Предмет особой гордости – высокий конкурсный балл поступивших на программы педагогического образования. Отмечу, что эти высокие баллы студенты подтвердили на первой сессии. Значит, к нам пришла мотивированная молодежь, сделавшая осознанный выбор в пользу педагогической профессии.
– Благополучна ли ситуация с трудоустройством выпускников филиала?
– Престиж любого вуза определяется востребованностью его выпускников на рынке труда. У нас система трудоустройства – одна из лучших в регионе, поскольку выстраивалась она не одно десятилетие. В сфере образования сейчас, кстати сказать, спрос выше, чем предложение, и наши выпускники имеют возможность выбора. Кроме того, мы можем предложить новый уровень образования – магистратуру, выпускники которой получают реальный шанс на карьерный рост и высокооплачиваемую работу. И статус выпускника университета играет здесь не последнюю роль.
– Провинциальный вуз и качество образования… Как соотносятся эти понятия?
– Подчеркну, мы не просто провинциальный вуз, а высшее учебное заведение с большой историей и с прочными традициями. Качество образования и воспитания (и о нем нельзя забывать!) у нас складывалось десятилетиями. И мы всегда готовы подтвердить репутацию эффективного вуза, надежного партнера. Собственно, успехи наших студентов – зримое тому подтверждение. В прошлом году на областной предметной олимпиаде нами завоевано 28 призовых мест. На Всероссийской олимпиаде по социальной педагогике в Казани мы уступили только хозяевам, студентам Татарстана. На Международной биологической универсиаде мы стали ВТОРЫМИ после МГУ. В сентябре в рамках соглашения между министерством образования Нижегородской области и Республикой Крым на базе нашего вуза был сформирован педагогический отряд из 30 студентов, которые уехали работать в «Артек» вожатыми. По численности это самый большой отряд среди вузов области. И мы видим в этом знак высокого доверия к нашему провинциальному вузу, отличающемуся глубиной подходов в преподавании, основательностью, целостностью, фундаментальностью образования.
– Какое место занимает в вашем вузе студенческая наука и в чем ее специфика?
– Научная деятельность – одно из важных направлений в современной системе подготовки специалистов. А заниматься наукой студенту – значит, учиться мыслить нестандартно, самостоятельно осуществлять поиск и находить оптимально верные решения. Одна из главных новаций в образовании будущих педагогов заключается в том, чтобы сформировать у них прочные исследовательские навыки. Современной школе необходим учитель-исследователь, который способен в своей работе разумно сочетать обучение предмету с научным творчеством, что станет залогом высокого качества знаний учащихся. Поэтому студенты нашего вуза с первого курса погружены в процесс научного познания. Они готовят доклады к конференциям, пишут и публикуют статьи, создают научно-исследовательские проекты, непосредственно связанные со спецификой будущей профессии. Для них мы открыли «Школу молодого ученого», на занятиях которой авторитетные педагоги подробно анализируют перспективы, сферы и формы практического применения результатов студенческих научных исследований. И лучшие из лучших, наиболее отличившиеся в научной работе студенты дополнительно к академическим стипендиям получают ежемесячно от 10 до 12 тысяч рублей. Полагаю, что это хороший стимул к научному творчеству, которое, повторюсь, не самоценно само по себе, а имеет важное значение для профессионального становления будущего специалиста.
– Назовите три примечательных для научной жизни вуза события 2015 года?
– Во-первых, укрепление кадрового потенциала. Два наших преподавателя защитили докторские диссертации: О.Н. Челюканова – по филологии, Е.А. Калюжный – по биологии. Во-вторых, нам удалось выиграть два гранта на проведение научных исследований. Один из них воплотился в проведение Всероссийской научной конференции «Литературное общество «Арзамас»: история и современность», которая объединила более 200 участников из 30 вузов России и Украины. В-третьих, в рамках международного обмена две наших делегации – студенческая и преподавательская – побывали в Германии, где смогли воочию убедиться в том, что наша вузовская гуманитарная наука мало в чем уступает европейской. Обобщая ушедший год, хочу особо обратить внимание читателей «АП» на то, что мы принимали участие в различных конференциях, семинарах, научных форумах и симпозиумах, обменивались мнениями, опытом, потому как уверены, что система образования и воспитания основана на активной коммуникации.
– Сергей Николаевич, что день грядущий вам готовит?
– Надежду и твердую веру в то, что к нам придет пытливый студент и придет за знаниями, причем с четким пониманием того, какую профессию он выбрал.