Актриса с удивительно скромным взглядом на мир, она сразу же отметает все вопросы о славе, популярности и актерской похвале, подчеркивая, что всё это мишура. Позитивная, светлая, добрая, она подкупает искренностью, сердечностью и простотой. Родившись в день Веры, Надежды, Любови, считает свою жизнь чудесной и богатой на нечаянные радости и неожиданные повороты. В «копилке» ее жизни – не только заслуги, награды и достижения, но и неудачи, просчеты, ошибки, исправляя которые, она училась и познавала мир и людей с разных сторон. Ирина Альбертовна Алисова...
Поводом к нашей встрече с известной актрисой Арзамасского драмтеатра стал ее юбилей как отправная точка нового качества жизни.
– Ирина Альбертовна, отмечая столь значимую дату, к какому главному жизненному выводу вы пришли?
– На юбилее меня спросили, мол, пришел бы сейчас волшебник и подарил волшебную палочку, вернулись бы в молодость? Я дала отрицательный ответ и нисколько при этом не кокетничала. Жизнь человеческую я сравниваю с виноградом: сначала его срывают, кидают в чан, настаивают, пытаясь получить хорошее вино. И чем дольше выдерживают, тем ароматнее и вкуснее напиток. Так и человек: в молодости жизнь бурлит и кипит, человека обуревают страсти, и только в зрелом возрасте он начинает ощущать вкус и аромат жизни. Я всегда искала в жизни равновесия и, наконец, нашла.
– Вы проработали в Арзамасском драмтеатре почти 20 лет. Какое главное его достоинство вы сегодня бы особенно выделили?
– Это удачно подобранный конгломерат в составе режиссера А. Я. Кулиева, творческая и жизненная энергия которого бьет ключом, талантливой труппы артистов и директора театра М. В. Швецовой (человек на своем месте, руководитель жесткий, но при этой необыкновенно человечный, отзывчивый). Вместе мы – сила, всегда слышим и слушаем друг друга, являемся творческой командой, которая всегда идет к единой высокой цели. И в смысле этого удачно созданного союза нашему драмтеатру необыкновенно повезло.
– Вы легкий на подъем человек?
– Более чем. Особенно если это касается путешествий, отдыха на природе и всевозможных пикников. А потом – мы с мужем часто в жизни переезжали в разные города и всегда принимали решение оперативно, легко и радостно.
– Что лучше всего наполняет после полного опустошения?
– Чтение художественной литературы, где можно найти мудрые ответы на все жизненные головоломки.
– Какая внутренняя работа стоит за созданием актёрского образа? Легче играть героя, который похож на вас или знакомых?
– Раньше, в молодости, я работала над образом через призму собственного восприятия (то есть пыталась ставить себя в описанные сценарием обстоятельства и представлять, как бы я из всего этого выходила). А однажды даже сравнила одну из героинь со своей мамой и сразу стало легче понять ее и принять. Несколько лет назад подходы к творчеству изменились. Я как профессиональный психолог стала изучать характеры героинь и лепить их образ внешний и внутренний без субъективизма. А еще я всегда слушаю режиссера и на расписанную им концепцию начинаю накладывать свои краски.
– Вам под силу любые роли?
– Теперь уже да. Наработан большой профессиональный опыт и нет непосильных для тебя задач, хотя... нет пределов совершенства. Роли мне удаются совершенно разные: я играла Софию в спектакле «Песни для детей старшего возраста» (она – энергичная, бесшабашная, заводная). В «Вечере» моей героиней стала степенная, чистая, бесхитростная Ганна (она и напомнила мне маму, таких людей я называю «соль земли», «Земля-матушка»). В «Дядюшкином сне» я воплощаю на сцене образ Паскудиной (главной сплетницы в стае).
– Говорят, бывших актеров не бывает. Вы и в жизни играете?
– Раньше по молодости играла. А сейчас я такая, какая есть. Театра мне хватает на сцене. В жизни сегодня я ценю совершенно другие вещи – семью, близких, друзей. С годами я ответила на мучивший меня вопрос о смысле жизни и поняла, что мы живем для того, чтобы научиться любить. Не случайно говорят, у любви есть один глагол – отдавать. Вот отдавать-то я и научилась, не случайно разлюбила ходить в гости, мне нравится принимать гостей у себя и дарить им все свое внимание.
– А еще вы стали лучшей в мире бабушкой...
– Вы абсолютно правы. Мой внук Игорёк – Богом мне данный, моя радость и утешение. Мы с ним с полуслова, полувзгляда понимаем друг друга и всегда на одной волне.
– Какая зрительская реакция была для вас наиболее поразительной?
– Вы, наверное, имеете в виду овации, аплодисменты и подарки?! Я к этому равнодушна. Меня волнует зритель только в смысле усвоенного им урока: если он вышел из театра и воскликнул, а ведь героиня (герой) поступили очень плохо, я так делать не буду, значит мы, актеры, не зря работаем и не напрасно топчем эту землю (улыбается).
– Какой вы видите свою жизнь через 20 лет?
– Очень люблю море. Через 20 лет я вижу себя проживающей в домике на Черноморском побережье и наблюдающей, как меняется море в разное время года.
– У каждого человека есть настоящие друзья. А есть ли у вас настоящие враги?
– Если только у них есть я (смеется). У меня врагов точно нет. Мы пришли сюда, повторяю, научиться любить, а не врагов себе наживать и упиваться победами над ними. Жизнь – бумеранг и обязательно вернет тебе же посланное тобою зло.
– На какой бы вопрос вам хотелось ответить, но вам его никогда не задают?
– С какими словами вы хотели бы обратиться к своему зрителю? Можно я сразу же на него и отвечу?! Театр – это колодец в пустыни с живой водой. Туда идет зритель как к святому источнику, чтобы утолить жажду духовную. Так вот – пока вы ходите в театр и черпаете из него воду, колодец не пересохнет.
– У вас, наверное, сильная энергетическая связь со зрителем.
– Даже очень. Магия нашей профессии заключается в том, что когда ты искренне играешь на сцене, не фальшивишь перед зрителем, то посылаешь ему некий жизнеутверждающий импульс, а тебе возвращается 300 импульсов в ответ. Это колоссальная подпитка в творчестве и истинное вдохновение.
– Книга и фильм, с которыми должен быть знаком каждый?
– Это стихи в прозе И. С. Тургенева (у меня это настольная книга, но не на каждый день, а в моменты философского настроения). Советую прибегать к ней время от времени, сразу почувствуете, как стали выше, чище и духовнее. А из фильмов рекомендую «Кин-дза-дза» (там необычная игра актеров, замечательный сюжет, талантливая постановка).
– Какая концепция искусства вам ближе: искусство как удовольствие, как образ жизни или как воспитатель человеческих душ?
– Конечно, вариант номер три. Хоть Иосиф Сталин и называл инженерами человеческих душ писателей, актеры тоже к ним относятся в каком-то смысле. Мы вскрываем общественные пороки, высмеиваем чванство, бюрократизм, учим отличать оригинал от фальши и подделки. Правильно Владимир Маяковский говорил: «Театр – не отображающее зеркало, а увеличительное стекло».
– Кого вы мечтали сыграть, но так и не сыграли?
– В молодости мечтала поработать над образом леди Макбет Мценского уезда. Сейчас я ее не сыграю не только в силу возраста, но еще и переоценки ценностей (уж больно много там кровавых сцен).
– Кроме актёрской профессии находите ли вы какие-то иные применения своим талантам?
– Было время, писала стихи, причем пророческие (многие сюжеты сбывались). Занимаюсь разведением цветов, хочу, чтобы везде было красиво. Есть у меня и некий кулинарный талант (честно скажу, готовлю с душой).
– Ирина Альбертовна, в век интернета каковы перспективы театра и актёрского творчества?
– Театр жил, жив и будет жить. В Библии говорится, надо уметь отличать зерна от плевел. Так вот театр – это зерна. Что касается актерского ремесла, соглашусь с высказыванием Дени Дидро, который утверждал: «Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр».
О собеседнице
И. А. Алисова родилась в Самарканде. Выпускница театральной студии при Самаркандском театре и Узбекского государственного университета по специальности психология. Вынужденно покинула Узбекистан в результате развала СССР в 1994 году (когда начались гонения на русских) и переехала в г. Бугуруслан Оренбургской области. Какое-то время играла в местном провинциальном театре, но душа актрисы находилась там в тяжком томлении.
В 1997 году по приглашению друзей из Арзамаса А. П. Юшкова и В. Я. Бабакова переехала в Арзамас (в театре драмы тогда было вакантно место заведующего постановочной частью, ее и возглавил муж нашей героини). А она со временем гармонично влилась в трупу арзамасских актеров.
Замужем. Муж Виктор Константинович возглавляет семейный бизнес (грузоперевозки). Дочь Ольга – водитель большегруза и деловой партнер отца. Имеет внука Игоря 12 лет.