Живёт в Абрамове умелец

Михаил Николаевич Лещёв
М.Н. Лещев возле своего дома

Зовут его Михаил Николаевич Лещёв. Абрамово – его родное село. Здесь он окончил школу, отсюда уходил в армию, здесь три года его ждала любимая девушка одноклассница Маша Фролова, которая стала его женой. И хотя большую часть своей жизни он с семьёй прожил всё-таки в городе (работал там на заводе, потом в перестроечные годы занялся частным бизнесом), но душа его всегда тянулась туда, где прошли детство и юность.

В предпенсионном возрасте задумал Михаил Николаевич построить в Абрамове свой дом, чтоб не безликим искусственным сайдингом был отделан, а деревом золотистого цвета, чтоб наличники на окнах резные и крыльцо ажурное. Пять лет строил с любовью и терпением. Помогали ему верные друзья Сергей Грачёв и Дмитрий Малыгин, сын Дмитрий тоже по возможности подключался. Кованые изделия на фасаде дома, например, – это его рук дело. А внутри дома много резных изделий из дерева: полочки для икон, подставка для часов, рамка для зеркала – всё эти произведения – плод труда и фантазии хозяина дома Михаила Николаевича.

Рисовал он охотно ещё в детстве, лепил из глины, вырезал фигуры из алебастровых блоков. А в перерывах между учёбой в школе и разными домашними делами, которые нужно было выполнять по просьбе родителей, успевал брать уроки в Арзамасской художественной школе. Основные же навыки художественного творчества получил, работая в подмастерьях у двух молодых художников из Ленинградской академии, которые в начале 70-х годов были направлены в одно из лучших хозяйств Горьковской области для прохождения преддипломной практики с заданием написать портреты передовых колхозников.

Но вот пойти по стезе художника всё же не решился. После школы поступил в Кулебакский металлургический техникум. Там, правда, тоже со своим увлечением не расставался. Однажды нарисовал карандашом статую Свободы. Рисунок получился отличный. Повесил его в общежитии над своей кроватью.... и наделал этим много шума, чуть было не отчислили за такое вольнодумство и дерзость из техникума. Но обошлось. Правда, из состава комитета комсомола вывели. Да особо, как сейчас вспоминает, он по этому поводу не огорчался.

С партиями тоже не сложилось.

После техникума служил в морфлоте на крейсере «Александр Суворов» в Тихом океане. Учился там в партийной школе с другом из Украины Типоченко. Им обоим было предложено вступить в ряды КПСС. Как поощрение за такой поступок положен был отпуск домой. Типоченко сразу предложение принял и уехал в свою Украину. А Михаил посчитал, что ещё не созрел для партии. Но за учёбу получил почётную грамоту и звание. Интересно, где сейчас коммунист Типоченко, жив ли, нет ли, и на чьей, если жив, стороне.

Во время службы увлёкся Михаил ещё одним видом творчества – художественной чеканкой. Работы были неплохие, их охотно покупали моряки с гражданских судов. За лучшее оформление кубрика ему вручили однажды баян. Только вот музыкантов в кубрике не оказалось, и гулял баян по крейсеру, переходя из рук в руки, так и затерялся, видимо, кому-то был нужнее.

Закончив службу в звании главного корабельного старшины, вернулся Михаил Лещёв домой. На берег его лично (чем Михаил очень гордится) «спускал» капитан первого ранга Валерий Сергеев, впоследствии вице-адмирал, командующий Черноморским флотом, занесённый в галерею Славы советских военачальников.

Служба в морфлоте, конечно, не прошла даром, закалила характер, сделала Михаила более жёстким, решительным, бескомпромиссным. Это, кстати, ему здорово помогло не растеряться, начать своё дело и оставаться на плаву в перестроечные годы, когда всё рушилось и ехало по швам. А ещё помогало выживать его увлечение.

После армии он какое-то время работал в бригаде дизайнеров в профтехучилище №68, где познакомился с лучшим (по его мнению) в Арзамасе резчиком по дереву Виктором Гавриловичем Смирновым, прошёл его школу домовой резьбы и «заболел» с тех пор резными наличниками, тумбочками, подставками, рамками, вензелями. Эта арзамасская школа, по своему художественному уровню, как говорит Михаил Николаевич, уступает только городецким и канавинским мастерам и отличительной её особенностью является обязательное присутствие в изделии элементов растительного мира: листьев, цветов, плодов. Весь старый Арзамас: дома на улицах Ступина, Кирова, 1 Мая, Карла Маркса – был когда-то украшен совершенно уникальными изделиями арзамасских резчиков по дереву. Как жаль, что всё это постепенно утрачивается.

Вот и хочется Михаилу Николаевичу, чтобы как в старые добрые времена его дом отличался своей красотой, неповторимостью. Планов и задумок по украшению фасада много. Успеть бы всё осуществить. Кстати, он не откажет в помощи, даст профессиональный совет тем, кто захочет последовать его примеру и превратить безликое строение в дом, где живёт душа мастера.


Изделия из дерева мастера М.Н. Лещева: 
обрамление для настенных часов и полочка для икон

 
Фото Н. Чуркина
6 Июл 2018